Проблемы дополнительного профессионального образования по экологии. Экологическое образование в России: современная тенденция – формирование «моды на экологию. Экологическое образование для устойчивого развития

Важное значение имеет формирование экологической культуры путем постановки и осуществления соответствующего образования, экологического обучения в высших образовательных учреждениях как гуманитарного, так и технического профиля с поиском и внедрением вопросов и навыков, необходимых для данной специальности. В соответствии с ч. 2 ст. 72 ФЗ об охране окружающей среды преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию обеспечивается в соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов.

Практикой подсказываются формы организации экологического обучения, достойные распространения, а может быть, и включения в правовые рекомендации.

В Московском институте электроники и математики (техническом университете) в 1992 г. создана и действует кафедра "Экология и право". Учитывая потребность выпускников в экологических знаниях в учебном процессе была найдена возможность для изучения студентами шести факультетов не только обязательных предметов "Экология" и "Безопасность жизнедеятельности", но и таких учебных дисциплин, как "Экологическая экспертиза", "Экологические риски", "Экологическое право", "Экологический мониторинг", "Состояние и охрана окружающей среды в нашем регионе". Коллективом кафедры было создано учебное пособие "Экология" для технических университетов под редакцией профессора С. А. Боголюбова с предисловием члена- корреспондента РАН А. В. Яблокова, допущенное Минобрнауки России для преподавания.

Украшением и конкретизацией названного издания применительно к техническому вузу является глава "Моделирование экологических процессов" с раскрытием проблем планирования и прогнозирования взаимодействия общества и природы, использования математики, информационных систем, электронно-вычислительной техники.

Создание в России и ее регионах профессионально подготовленных инициативных групп специалистов различного профиля и обеспечение непрерывности экологического образования, преподавания экологических знаний возможны на основе реализации инициативно составленной программы дополнительного профессионального образования "Основы формирования экологической культуры населения", рассчитанной на 162 часа. Не обладая строго оформленным юридическим статусом, программа с психолого-педагогической направленностью и взвешенностью, будучи одобрена в Российской академии образования, имеет немалое рекомендательное, прикладное значение, получает признание, в том числе через СМИ, в самых различных образовательных учреждениях, прежде всего дополнительного образования, и полезна для разнообразных категорий обучающихся.

В учебную группу из 15–20 человек могут входить научные работники и преподаватели вузов, школ, воспитатели детских садов, работники музеев и библиотек, специалисты природоохранных служб и правоохранительных органов, сотрудники ООПТ, активисты общественных некоммерческих объединений, представители религиозных конфессий, студенты, государственные и муниципальные служащие. Использование в течение грех недель в аудиториях интерактивных методов – тренингов, деловых игр, конкурсов, практикумов – предполагает, вместе с тем, соблюдение норматива индивидуальной учебной нагрузки для студентов в 54 часа в неделю.

Первый раздел посвящен социально-психологическим основам эффективного взаимодействия. На коммуникативном тренинге происходит мягкая адаптация слушателей к условиям интенсивной совместной работы в творческой образовательной среде, демонстрируется необходимость кропотливой и тонкой работы со всеми категориями населения для широкой социальной поддержки природоохранных усилий. Уже здесь могут внедряться первые зачатки не только экологических, но и правовых знаний.

Второй раздел "Формирование экологической культуры населения как приоритетного направления национальной экологической политики России" включает темы: "Приоритеты национальной экологической политики"; "Проблемы и задачи формирования экологической культуры"; "Приоритетные механизмы формирования экологической культуры"; "Обеспечение поддержки деятельности по формированию экологической культуры со стороны российских и международных организаций". Правовая часть может включать конституционные, законодательные основы единой государственной экологической политики.

В третьем разделе программы "Исторические и философские основы формирования экологической культуры" раскрываются культурно-историческая обусловленность современного общественного экологического сознания и становление новой экологической культуры на фоне экологического кризиса. Актуальности прибавит рассмотрение последствий правового нигилизма, нарушений законности и правопорядка на фоне экономического, финансового кризиса для общественного экологического сознания.

В четвертом разделе "Психологические основы формирования экологической культуры" изучаются темы: "Экологическая психология в системе экологически ориентированных наук", "Практикум по психологической диагностике экологического сознания", "Возрастные и социальные закономерности развития экологического сознания", "Психологические механизмы формирования экологического сознания". Уместно указанные темы дополнить изучением основ правового сознания, адаптированного к экологическим проблемам современности, к необходимости проявления активного конструктивного поведения в области охраны окружающей среды.

Наконец, пятый раздел "Педагогические и организационно-методические основы формирования экологической культуры" содержит темы: "Содержание эколого-образовательного процесса", "Принципы и методы формирования экологической культуры", "Формы экологообразовательного процесса" . Этот раздел, дополненный правовыми основами и методами формирования экологической культуры, может стать ключевым для преподавания основ экологических знаний для самой различной аудитории слушателей.

К сожалению, констатируемая исследователями намечающаяся деэкологизация управления сводит порой ценные научно-педагогические заготовки на нет. Однако учащающиеся в верхних эшелонах власти призывы к охране окружающей среды в связи с ухудшающейся кое-где экологической ситуацией предполагают возможность энтузиастов эффективно использовать наработанные методические материалы. В ряде мест они внедряются в практику и дают желаемую отдачу, особенно если подкрепляются экономико-правовым стимулированием.

Как и многое в экологии, всеобщность, непрерывность и комплексность экологического обучения базируется не только и не столько на правовых предписаниях, сколько на труде и преданности делу добровольцев – волонтеров от образования, науки, экологии. Только на энтузиазме этого не должно быть. Сила и достоинства права в том и заключаются, что его нормы упорядочивают, регулируют, обеспечивают обязательными требованиями процесс, одобренный полномочными государственными органами, поддерживаемый обществом, положительными и отрицательными санкциями.

  • Ясвин, В. А. Формирование экологической культуры. М.: ЦЭПР, 2004.

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Дополнительное экологическое образование

Иванова Елена Анатольевна,

методист МОУ ДО «ЦДТ»

Дополнительное образование детей - составная (вариативная) часть общего образования , сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ « » в результате преобразования внешкольных учреждений из досуговых в образовательные.

Дополнительное экологическое образование, как самостоятельный и самоценный вид образования, несет содержание, которое осваивается школьниками за пределами общеобразовательного государственного стандарта, существенно компенсируя школьное базовое.

Цель дополнительного экологического образования состоит в создании педагогических условий для становления поколения высокой экологической культуры.

Круг задач, которые решает дополнительное экологическое образование, выравнивает стартовые возможности личности, содействует выбору индивидуальной "траектории" развития ребенка, обеспечивает ему "ситуацию успеха", способствует самореализации личности ученика и педагога. Каждому школьнику предоставляется возможность "погружения" в мир живой природы, возможность быть личностью. Он вправе выбирать вид деятельности, занятия в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями, темой. Индивидуальный подход и общение с педагогом в режиме диалога, позволяют продуктивно работать над своим проектом или исследовательской работой, что способствует воспитанию ассоциативного и вариативного мышления, развитию поисковой активности и творческих способностей у учащихся.

Процесс образования и воспитания любого человека начинается в семье, ребенок получает первоначальные сведения об окружающем мире и об отношении к нему взрослых и самого мира. Продолжается в детском саду, потом в школе, вузе и, наконец, при повышении квалификации профессиональных знаний, необходимых специалисту. В этом процессе дополнительное экологическое образование должно присутствовать на всех уровнях в полном объеме, чтобы специалист-профессионал мог принимать экологически обоснованные и ответственные решения. Данный процесс на уровне семьи будет переходить на новый более высокий уровень с восстановлением в нашем обществе семейных и национальных традиций, обновлением духовно-нравственного и эколого-нравственного воспитания. Итак, дополнительное образование пронизывает все ступени и способствует установлению взаимосвязи между всеми компонентами экологического образования, выполняя функцию непрерывности.

В основе конфликта человеческого сообщества с окружающей средой - неадекватная, некорректная модель поведения как результат невежественной, а иногда порочной ориентации, полученной при воспитании в семье и в школе. Каковы же были эти ориентиры в нашей стране?

Первые два десятилетия начала века обучение естествознанию в начальной школе осуществлялось по системе В.Ф.Зуева и А.Я.Герда. Главное внимание уделялось взаимосвязи неживой и живой природы, а преподавание основывалось на принципах: доступность, наглядность и систематичность.

С 1923 г. в школе вводятся новые, комплексные программы, составленные под руководством Н.К.Крупской. Содержание этих программ основывалось на принципах: природа, труд, общество. Основное внимание уделялось трудовой деятельности, которая должна была тесно увязываться с природой как объектом этой деятельности , с обязательным участием школьников в общественно-полезном труде в сельском хозяйстве.

Формирование отношения детей к природе в 30-50-е годы основывалось на «преобразовании» природы, которое провозгласил И.В. Мичурин: «Мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее - наша задача». Не только в школьных программах по естествознанию, но и в преподавании в сельскохозяйственных вузах, четко просматривается крен на «покорение» природы, использование ее богатств как неисчерпаемой кладовой. Эта программа просуществовала фактически до 60-х годов, когда с большим опозданием на первый план выступила общенациональная система охраны «покоренной» природы.

Приходится констатировать прискорбный факт, что в Советском Союзе в течение полувека школа и вузы воспитывали «преобразователей», а, точнее, разрушителей природы. Сколько потребуется десятилетий, чтобы сломать устоявшиеся в сознании наших граждан стереотипы, что природа стерпит все? Стоит ли удивляться, что у нас «пробуксовывают» экологические программы?

Справедливости ради следует отметить, что не все были сторонниками «преобразования» природы. Еще в 1946 г. Б.Е.Райковым был введен термин «экологическое направление в преподавании». Он считал, что экологическое направление в преподавании биологии - не просто методический прием, а направление, тесно связанное с быстро развивающейся биологической наукой, имеющей большое влияние на все отрасли знаний. Поэтому, как он считал, экологическому направлению необходимо отвести должное место в учебном процессе.

Заметный сдвиг в экологическом образовании наметился лишь после 70-х годов, однако его содержание рассматривалось не более как просвещение. В то же время в ряде зарубежных стран экологическое образование было уже сориентировано на решение конкретных проблем по охране природы.

Как и следовало ожидать, результатом предшествующего «образования» явилось то, что не только население, но и руководители администраций, предприятий, педагоги и даже научные коллективы оказались не подготовленными к восприятию и осмыслению комплекса знаний, составляющих экологию. Отсюда распространенная санитарно-гигиеническая трактовка экологии как науки о выживании человека в единстве с природой в условиях антропогенного и техногенного загрязнения. При этом самым страшным является не полное невежество, а частичное, т.е. фрагментарные, бессистемные знания, создающие иллюзию эрудиции, которая, особенно у рьяных администраторов, порождает пагубную активность.

Поэтому в современной сложной экологической ситуации (повсеместное промышленное, сельскохозяйственное и транспортное загрязнение окружающей среды, разного рода техногенные аварии) особо остро стоит необходимость экологического образования, просвещения и развития у населения экологической культуры.

В настоящее время стала очевидной необходимость экологизации общественного сознания, образования, мышления всего населения страны.

В этом плане приоритет принадлежит педагогике, которая может изменить сознание людей, если стратегия и развитие экологического образования будет осуществляться в течение всей жизни человека и являться неотъемлемой частью процесса общего образования. Успех экологического образования потребует применения новых концепций и новых методов обучения учащихся и просвещения всего населения.

Поскольку в школьных программах не нашлось места для новой дисциплины - «Экология», то центр тяжести экологического образования был перенесен на систему дополнительного образования: станции юных натуралистов, эколого-биологические центры, дома пионеров, клубы друзей природы и т.п.

Наиболее успешно экологическое образование осуществляется в двух направлениях: эколого-биологическом и туристско-краеведческом, которые и определяют выбор клубной, кружковой, экспедиционной и других форм работы. Эти учреждения организовывают экологические конкурсы, заочные экологические школы, выставки детского и юношеского творчества в области охраны окружающей среды, олимпиады, экологические лагеря и т.п.

Литература

1. Моисеев Н.Н Система “Учитель” и современная экологическая обстановка. Развитие непрерывного экологического образования. Материалы 1 й московской научно - практической конференции по непрерывному экологическому образованию. М. 1995. С. 415.

2. Покровская О.В. Библиотека и экологическое просвещение юношества. Развитие непрерывного экологического образования. Материалы 1 й московской научно - практической конференции по непрерывному экологическому образованию. М. 1995. с.140.

Одной из особенностей образовательных стандартов второго поколения является их экологическая направленность. Впервые в качестве одного из важнейших результатов образования определяется такая составляющая как экологическая культура, среди личностных результатов освоения образовательной программы заявлено формирование основ экологического мышления. Экологическое образование предполагает не только обучение, но и воспитание. Это нашло свое отражение в Программе духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования. В области экологического воспитания программа направлена на формирование экологического мышления, культуры и поведения обучающихся.

Ценностными ориентирами в экологическом образовании выступают такие категории как человек и его здоровье, природа, окружающая среда. Экологические ценности должны быть усвоены каждым членом цивилизованного общества, и немаловажную роль в этом играет школа.

На сегодняшний день экология как отдельный учебный предмет практически отсутствует в учебных планах образовательных организаций. В основной и старшей школе экологические знания большей частью формируются за счет экологизации предметов естественнонаучного цикла - биологии, химии, физики. Это стало необходимым в связи с достижением ряда предметных результатов, заявленных в образовательном стандарте:

  • сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем
  • сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ
  • сформированность умения оценивать информацию о физических объектах и процессах с позиций научности, экологической безопасности
  • сформированность собственной позиции по отношению к глобальным экологическим проблемам и путям их решения,
  • сформированность убежденности в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований

В качестве регионального компонента в учебные планы школ Нижегородского региона включены учебные предметы «Биологическое краеведение» и «Географическое краеведение». ГБОУ ДПО НИРО реализует программы постдипломного экологического образования в рамках повышения квалификации педагогических работников.

Творческо-деятельностный и поведенческий компоненты экологической культуры, которые включают в себя опыт созидательной, проективной, эколого-оправданной деятельности, сотрудничество в отношениях с природой в основном реализуются во внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования. Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, классные руководители должны самостоятельно разрабатывать учебно-методические комплексы для экологических занятий, создавать эколого-развивающую среду и условия для развития программ экологического воспитания и проведения экологических акций и конкурсов различной направленности и тематики.

В этом направлении ведется продуктивная работа по созданию и реализации дополнительных общеобразовательных программ. Учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования образовательных организаций региона за последнее время разработаны: программа экологического объединения «Синяя птица» (Родионова Л.А.), программа эколого-биологической направленности «На лесной тропе» (Соколова Д.В., Соколова О.С.), «Юный эколог». Все они получили экспертные заключения и реализуются в образовательном пространстве региона.

Важную роль в экологическом воспитании подрастающего поколения играют различные организации, которые оказывают содействие образовательным организациям и центрам дополнительного образования в проведении экологических акций и мероприятий.

Это Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Государственный природный биосферный заповедник «Керженский», Экологический центр «Дронт» и др.

Конкурсы педагогического мастерства - одна из форм экологического образования. Примером такого конкурса является областной конкурс учительских работ «Экология для будущего». Целью проводимого мероприятия является обобщение и распространение опыта работы педагогов в области экологического образования и просвещения на территории Нижегородского региона. Круг учителей-предметников, участвующих каждый год в экологическом конкурсе, заметно расширяется. Это не только учителя, ведущие предметы естественнонаучного цикла, но и преподаватели ОБЖ, физической культуры, гуманитарных дисциплин, начальной школы. На конкурс представлены совместные работы учителей-предметников разных образовательных областей. Пример совместного творчества учителей - экологический проект «Перспективы устойчивого развития природы и общества» (учитель биологии Себельдина Н.Н. и учитель литературы Воротникова О.Г., МОУ СОШ №7 г/о г. Нижний Новгород).

Одной их современных форм экологического образования, в которой реализуются все направления формирования экологической культуры, является областная междисциплинарная биолого-экологическая дистанционная олимпиада школьников. Этот опыт имеет уже шестилетнюю историю. С каждым годом расширяется возрастной диапазон участников и увеличивается их количество. За последние два года число участников достигло более тысячи человек. Организаторами олимпиады выступили кафедра естественнонаучного образования «Нижегородского института развития образования» и группа учителей биологии в рамках работы инновационной площадки «Достижение метапредметных результатов на основе проектной деятельности для основной и старшей школы в рамках внедрения ФГОС».

В этой форме экологического образования школьников органично сочетаются инновационные модели организации олимпиадного движения в виде дистанционного обучения и традиционная модель проведения предметной олимпиады. Олимпиады такого уровня имеют большую педагогическую, методическую и содержательную ценность как для участников, так и для организаторов.

Для реализации дошкольного, школьного и внешкольного экологического образования нужны квалифицированные педагогические кадры, обладающие экологической компетентностью. Необходимость включения экологического материала в общий цикл лекций курсов повышения квалификации педагогических кадров различного уровня обусловлена актуальностью формирования у педагогов, а через них и у учащихся, всех компонентов экологической культуры.

В рамках квалификационных курсов для учителей естественнонаучного цикла отдельно присутствует экологический блок, в котором представлена общая система минимальных экологических знаний и содержательные аспекты экологии, реализуемые в предметах образовательной области «Естественные науки». Для этих учителей экологические знания широко представлены и наиболее значимы для насыщения краеведческой и экологической информацией не только основных предметных курсов, но и курсов по выбору и спецкурсов в рамках профильного обучения.

Особое место в этой системе занимают метапредметные модули. Примером такого модуля является дистанционный курс «Современные тенденции развития школьного экологического образования», адресованный учителям-предметникам, воспитателям, руководителям образовательных учреждений, занимающимся экспериментальной работой в области экологического образования, педагогам дополнительного образования.

Все эти мероприятия являются частью постдипломного экологического образования в рамках повышения квалификации работников образовательных учреждений. Популяризация современных педагогических методик и технологий в деятельности образовательных учреждений в экологическом направлении, расширение и углубление знаний, приобретение умений и навыков по экологии, методам защиты природы будет способствовать экологическому образованию, расширению и развитию профессиональных навыков в данной области.

Экологическое образование школьников должно стать непрерывным и целенаправленным процессом и реализовываться в различных формах по образовательным программам, обеспечивающим преемственность содержания как между ступенями общего образования, так и между общим и дополнительным образованием. Требования, прописанные в ФГОС по данным вопросам, позволят обеспечить реализацию и выполнение этих положений в образовательном процессе.

Обучение по программам профессиональной переподготовки в сфере экологии.

Продолжительность обучения: 252-502 часа.

Документ по окончании: диплом.

Срок действия диплома: бессрочно.

(НТУ) является учреждением, предоставляющим услуги в сфере дополнительного профессионального образования на основании Лицензии, выданной департаментом образования Москвы. Целью программы является переподготовка слушателей со средним профессиональным, высшим или неполным высшим образованием по любому профилю, желающих работать в сфере экологии .

Кому мы можем быть полезны

Национальный технологический университет предлагает всем заинтересованным лицам пройти обучение по программам профессиональной переподготовки в сфере экологии по очной, очно-заочной и дистанционной форме. В процессе обучения слушатели получают актуальные сведения по экологической безопасности в соответствии с государственными стандартами и требованиями Роспотребнадзора.

Будет полезна:

  1. Руководителям предприятий, деятельность которых оказывает пагубное влияние на состояние экологии окружающей среды.
  2. Сотрудникам организаций, которые работают с опасными веществами и отходами.
  3. Лицам, обладающим средним профессиональным или высшим образованием по любому профилю, желающим сменить род деятельности.

В рамках программ будут подробно освещены вопросы обеспечения экологической безопасности :

  • при устройствах различного рода зданий и сооружений;
  • при проведении работ на объектах производства опасных химических отходов;
  • при взятии химических анализов природных вод и грунтов;
  • по охране окружающей среды и многое другое.

В Национальном технологическом университете работают опытные педагоги, в совершенстве владеющие тонкостями работы в сфере экологической безопасности. В процессе обучения мы познакомим Вас с последними изменениями нормативно-законодательной базы, требованиями государства к проведению работ и способами решения множества проблем, возникающих на пути руководителей и сотрудников промышленных предприятий.

Как получить бесплатную консультацию и записаться на обучение в НТУ

Попасть на обучение по программам профпереподготовки в сфере экологии Вы можете, связавшись с нами по телефону или подав заявку прямо на этом сайте. Мы перезвоним Вам и ответим на все интересующие вопросы.

Почему стоит выбрать Национальный технологический университет :

  1. Профессиональная переподготовка по экологии проводится без отрыва от основной работы и не требует регулярного посещения нашего Учреждения.
  2. Вы сами выстраиваете график профессиональной переподготовки и самостоятельно распределяете нагрузку в течение всего периода обучения.
  3. Мы предоставляем Вам 467 учебных программ на выбор.
  4. Наши цены ниже среднерыночных, за счет отсутствия в программах общеобразовательных предметов.
  5. Мы аттестованное Учреждение, наши дипломы признаются организациями по всей России.
  6. Отлаженный механизм процедуры профессиональной переподготовки значительно сокращает временя на обучение.
  7. Мы предоставляем Вам персонального менеджера и гарантируем безупречное качество обслуживания.

Межрегиональная академия строительного и промышленного комплекса (МАСПК), осуществляющая учебную деятельность в области дополнительного образования на основании лицензии № № 035298 от 14.07.2014, приглашает на курсы профессиональной переподготовки по направлению «Экология, охрана окружающей среды и экологическая безопасность» . МАСПК проводит образовательные курсы уже несколько лет. Для слушателей академии доступен широчайший выбор различных учебных курсов, направлений и дисциплин по самым разным актуальным и востребованным профессиям. Обучение ведется на базе полного высшего или специального среднего образование. Для удобства наших слушателей на выбор доступны как очно-заочные программы, так и дистанционное обучение.


Особенности специальности и ее актуальность

В настоящее время высокие объемы промышленности, повсеместная урбанизация городов и рост агломераций, активное использование транспорта, работающего на нефтепродуктах, нерациональное применение различных химических удобрений, вырубка лесов, неправильная эксплуатация сельскохозяйственных земель, приводящая к их деградации и множество других факторов крайне неблагоприятно влияют на экологическую обстановку в целом, и в России в частности. Экологические проблемы носят повсеместный характер. Для минимизации негативных последствий необходимо применение комплексных по снижению вреда работающих предприятий и производств, путем внедрение современных экологичных методов работы (замкнутые циклы, переработка, вторичное и третичное использование сырья и т.д.). Кроме того, необходимо повсеместное применение рациональных способов использования природных ресурсов.

Экология – направление естественнонаучного знания, основная цель которого изучение взаимодействия живой и неживой природы и человек. Экология занимается изучение влияния техногенного воздействия на различные природно-территориальные комплексы, растения, животных и ландшафты. Для минимизации отрицательного антропогенного воздействия и увеличения экологической безопасности необходимо применение ряда мер:

  • Проведение комплексной и всесторонней экологической оценки территории.
  • Определение и качественная и количественная оценка экологических рисков.
  • Проведение экологического мониторинга.
  • Разработка отвечающего современным требованием природоохранного законодательства.
  • Составление комплекса мер по уменьшению техногенной нагрузки на природно-территориальные комплексы.


Особенности обучения в МАСПК

Обучение в МАСПК предполагает последовательное и логичное освоение всей необходимой учебной информации. Курсы строятся таким образом, чтобы без потери качества в максимально короткие сроки освоить учебную программу. Слушатели могут выбрать очное обучение, заочное или дистанционные курсы. Продолжительность обучения составляет от 252 академических часов (может варьироваться в зависимости от уровня начального образования слушателя). После прохождения учебной программы и успешной сдачи экзамена выдается диплом установленного образца. Курс предполагает освоение нескольких учебных дисциплин из шести крупных блоков:

  • Общие аспекты экологии и учения о биосфере.
  • Основные направления в экологии.
  • Основы природопользования и управленческой деятельности в экологии.
  • Прикладные аспекты экологии.
  • Экологическая безопасность.
  • Исследования и мониторинг.

Среди основных плюсов обучения в нашей академии можно выделить:

  • Демократичные и гибкие цены на обучение.
  • Высококвалифицированный преподавательский состав.
  • Возможность самостоятельно организовать обучение в соответствии со своим личным графиком.
  • Широкий выбор курсов, направлений и специальностей.
  • Обширная база учебно-методических и научных материалов, доступная слушателям.
  • Котирующийся диплом по актуальной и востребованной специальности.

Обучение на курсах профессиональной переподготовки (переквалификации) – это доступный, удобный и быстрый способ овладеть современной профессией на высоком уровне и трудоустроиться в достойную и перспективную организацию. Для прохождения обучения оставьте заявку через интернет или позвоните нам по телефону, наши консультанты ответят на любые вопросы и помогут подобрать подходящую вашим интересам программу обучения!



 
Статьи по теме:
В чём польза и вред молочного жира и что такое его заменитель?
Подсчитано, что среднестатистический человек съедает за день приблизительно 2.5 кг еды, в год это выходит почти 1000 кг. На сегодняшний момент на планете Земля проживает около 7 миллиардов человек. С каждым днем население нашей планеты увеличивается.Что б
Способы приготовления тефтелей со щукой
Наряду с котлетами и фрикадельками большой популярностью у хозяек пользуются и тефтели. Их главная особенность в трех ключевых моментах: форме, наполнении и подаче. Это блюдо тюркского происхождения в виде шариков (по размеру крупнее фрикаделей). Готови
Щавелевый суп с говядиной рецепт классический Суп щавелевый с мясом
Приветствую вас, дорогие читатели кулинарного блога! Из мы уже знаем, что суп из щавеля является одним из вкуснейших и простых в приготовление блюд. Продуктов на него тратится мало, поэтому суп очень экономичен. А также же растение богато различными витам
Зразы картофельные с курицей и грибами — рецепт
Картофель очистить, нарезать кусочками, залить водой и поставить на огонь. Довести до кипения, воду посолить, варить картошку до готовности (25-30 минут) на небольшом огне. Лук очистить, нарезать мелко, обжарить на растительном масле, помешивая, до золоти