План предметной недели в начальной школе по русскому языку. Неделя русского языка и литературы (начальная школа). Стихотворение «Выучи русский язык!»

Заречкова Наталья Владимировна
Предметная неделя русского языка в начальной школе

Предметная неделя русского языка в начальной школе

Цели :

Привить любовь к русскому языку , пробудить интерес к нему как учебному предмету ;

Повысить общую языковую культуру ;

Углубить и расширить знания, получаемые на уроках.

Развивать интерес к глубокому изучению русского языка , как на уроках, так и во внеурочное время.

Повысить интерес к посещению библиотек;

План проведения :

День первый :

1. Объявление о начале предметной неделе Русского языка

2. Сообщение о плане проведения мероприятий в рамках недели Русского языка .

3. Конкурс «Лучший каллиграф» (2-4классы в14-00 ч.)

День второй :

1. Конкурс «Я – люблю книги.» (2-4классы в библиотеке в 13-00 ч.)

2. Конкурс чтецов

День третий :

1. Конкурс для обучающихся 2-4 классов «Веселая грамматика»

2. Конкурс «Грамматический бой» (2-4 кл. в 13-50 ч.)

День четвёртый :

1. Конкурс «Весёлый наборщик» для обучающихся 2-х классов

2. Конкурс «Загадки» для обучающихся 3-х классов

3. Конкурс. «Комплимент» для обучающихся 4-х классов (в 14-00 ч.)

День пятый :

1. Объявление о завершении работы предметной недели .

2. «Лучшая тетрадь»

3. «Пишу диктант.»

4. Фото - отчёт на слайд - презентации и сайте школы .

5. Составила : Заречкова Н. В

Открытие недели . Знакомство с календарем недели

Ведущий. Вы любите волшебство и превращения? Если любите, то приглашаем вас на необыкновенную неделю русского языка .

Приглашаем в гости к нам Королеву Грамматику.

Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Пусть трудна, но без нее

Плохо было бы житье.

II ученик.

Люблю тебя, грамматика,

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я.

III ученик.

Надо дружить с грамматикой,

Учить правила, и, если не лениться,

Можно всему-всему научиться.

Королева Грамматика. Ребята, освоить родной язык – трудное дело . Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша неделя поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык » . Русский язык – необыкновенный язык и мы в этом убедимся.

– Как будет проходить наша неделя ? (Ведущий объясняет план работы)

И пусть сильней кипит борьба,

Острей соревнование,

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

И соревнуясь вместе с вами,

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит острей,

Наша дружба крепнет с ней!

Ведущий :

Молодцы! С сегодняшнего дня у нас в школе будет царить «Неделя русского языка » . На этой недели вы должны показать все свои знания в области русского языка .

«Лучший каллиграф»

(День первый)

Фамилия, имя ___

Белым снегом покрылись поля и леса. На снегу следы лося. У него сильные ноги и большие рога. Это красивое животное.

3 класс «___»

Фамилия, имя ___

Я тихо иду по тропинке. Вот с дерева прыгнула белка. Дятел стучит по коре сосны. В дупле дуба гнездо совы. Около березы норка крота. Над елкой кружит клёст.

4 класс «___»

Фамилия, имя ___

Первый зимний день.

Всё было покрыто снегом. В воздухе кружились мягкие пушистые снежинки. Низкие облака ползли над самой землёй и цеплялись за верхушки елей. Солнышко почти не светило. Пушинки снега продолжали кружить в воздухе. Они тихо падали на мёрзлую землю.

Конкурс «Я- люблю книги.»

(День второй.)

1Экскурсия в библиотеку.

(Правила поведения в библиотеке.)

2 Сдача экзаменов.

Дети сдают экзамен : найти правильно книгу (автор книги и название.)

3. В читальном зале готовятся к выразительному прочтению стихотворений.

4. Конкурс чтецов.

Конкурс «Грамматический бой»

(День третий.)

1. Подчеркни твёрдые согласные в скороговорке :

ЛЕТЕЛИ ЛЕБЕДИ С ЛЕБЕДЯТАМИ.

2. Расшифруй слова, подчеркни «лишнее» слово :

ЫТКАВ, МИДОПОР, РОТПО, КОРОМВЬ

3. Выполни математические действия и запиши получившееся слово :

СПОР + А – РОСА + АР + ТА = ___

ЗИМА + ВОТ - ТОМА + ОН - И + ОК = ___

СОМ + ТИ - СИМ + МЕТЛА – ЛА + КА = ___

4. Добавь одну букву в начале слова , чтобы получились новые слова :

ДАЧА - ___, ПОРТ - ___,

РИС - ___, КЛАД -.

5. Раздели текст на предложения . Поставь точку там, где это необходимо :

ПОДУЛА ЗИМА ХОЛОДОМ СВЕРКАЕТ ПЕРВЫЙ ЧИСТЕНЬКИЙ СНЕЖОК ПОЛЕТЕЛИ ЛИСТЬЯ С ДЕРЕВЬЕВ РУМЯНИТ ЩЕКИ ЛЕГКИЙ МОРОЗ.

неправильно :

2. Подчеркни мягкие согласные в словах :

БУКВАРЬ, КРЮЧКИ, ЛЮСТРА, УЧИТЕЛЬНИЦА, ГОРЬКИЙ.

3. Раздели слова для переноса :

Птичьи - ___,

большая - ___,

удивительный - ___,

аккуратный - ___ .

4. Поставь слова во множественное число :

Воробей - ___

Ручей - ___

Крыло - ___

Муравей - ___

5. Подчеркни только однокоренные слова :

ВОДА, ВОДИЧКА, ВОДОЛАЗ, ВОДИТЕЛЬ, ВОДНЫЙ.

ГОРИСТЫЙ, ПРИГОРОК, ГОРЕВАТЬ, ГОРА, ГОРНЯК.

6. Разбери слова по составу :

ЗВЁЗДОЧКА, МОРЯКИ, ПЕРЕЛЕСОК, БЕРЁЗОВАЯ.

7. Какую орфограмму в слове надо проверить? Подбери и запиши проверочные слова :

Шубка - ___

Грустный - ___

Носовой - ___

Дождинка - ___

Редкий - ___

8. Определи части речи и подпиши их над словами в предложении :

Утопают лесные опушки в розовой пене.

9. Подчеркни главные члены в предложении :

Мутными ручьями побежала вода к реке.

10. Определи количество букв и звуков в каждом слове :

Корабль - ___

Подъезд - ___

Янтарь - ___

Ягода - ___

1. Исправь ошибки в тех словах, которые записаны неправильно :

ПРАВЕЛО, ЛОПАТА, ПИТУХ, ПАЛЬТО, ВЯЗАНКА, БАЛЛКОН, ДИРЕВНЯ, НАПРИМЕР, СОСЕД, ПИНАЛ.

2. Подчеркни слова, в которых буква Я обозначает два звука :

МЯЧ ОБЪЯВЛЕНИЕ МАЯК РЕБЯТА ЯГОДА

3. В какое слово надо вставить непроизносимый согласный?

ЧУДЕС__НЫЙ КАПУС__НЫЙ БЛЕС___НУТЬ

4. Запиши антонимы (слова противоположные по значению) к данным словам :

Молодой - ___

Счастье - ___

Вверх - ___

Плохой - ___

Дневной - ___

5. Запиши цепочку из 8 словарных слов так, чтобы первая буква каждого следующего слова была такой же, как последняя у предыдущего слова .

6. Найди среди слов однокоренные. Выдели корень. Лишние слова зачеркни.

ЛЕС, ЛЕСНИК, ПРЕЛЕСТЬ, ЛЕСНОЙ, ПЕРЕЛЕСОК, ЛЕСНИКИ, ЛЕСЕНКА, СЛЕСАРЬ, ЛЕСНИЧЕСТВО.

7. Подчеркни слова, в которых 6 звуков :

ТОПОЛЬ, БЕРЁЗА, ЯСЕНЬ, СОСНА, ЯБЛОНЯ, РЯБИНА.

8. Объясни одним словом значение фразеологических оборотов :

КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ - ___

С ГЛАЗУ НА ГЛАЗ - ___

ОДНА НОГА ЗДЕСЬ, ДРУГАЯ ТАМ - ___

ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ - ___

РАБОТАТЬ СПУСТЯ РУКАВА - ___

9. Нужна ли запятая в предложении ? Если нужно, вставь недостающие знаки препинания :

В синем небе звёзды блещут в синем море волны хлещут.

10. Отгадай, что это?

Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. ___

Конкурс «Весёлая грамматика»

(День третий)

Отгадай загадки, рядом запиши отгадки :

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона. Кто она? ___

Я не будильник, но бужу,

Я с бородой и в шпорах.

С большою важностью хожу

И вспыльчив, словно порох. ___

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. ___

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит и рисует.

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом. ___

Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт :

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко. ___

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

Хвостик колечком. ___

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. ___

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне. ___

Круглое, румяное,

Я расту на ветке :

Любят меня взрослые

И маленькие детки. ___

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи. ___

Материал для учителя :

Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 2 класса :

4. Карандаш

7. Морковь

10. Капуста

В этом квадрате с буквами спрятались 13 обитателей морей и рек. Отыщи их. Учти, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.

Я С О С Ь М И Н О Г

Д Р О Н К Е Т Ь Щ У

Е З Г М А Х Л У Р С

Л О Ш Е Р С К Р А Б

Ь П И Д П А Р С К А

Ф О К У Н Ь К Ю Й Н

И Л А З В И Е У Т В

Н Ж Д А Т Ь М О Л Ь

Ю Ь К А Р А С Ь Ы А

Ч Е П Я С Е Л Ь Д Ь

Материал для учителя :

Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 3 класса :

1. Дельфин

11. Медуза

12. Осьминог

13. Сельдь.

В этом квадрате с буквами спрятались 14 названий сладостей. Слова можно искать по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – торт – мы за тебя уже нашли.

К Ю В А Ф Л И М Ш Т

Р О П Л Ю Ш К А О П

В Е Н М Л Е Ж Р К А

А Т Ё Ф К А Т М О С

Р Д У С Е Н О Е Л Т

Е И К Р О Т Е Л А И

Н З Е Ф И Р А А Д Л

Ь Ю Х Р Ю Н Ь Д Р А

Е М Л Е Д Е Н Е Ц Х

Р М Я С О Ш Д Ж Е М

Материал для учителя :

Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 4 класса :

2. Мармелад

3. Конфета

6. Варенье

7. Пастила

8. Леденец

14. Шоколад.

Конкурс «Весёлый наборщик» для обучающихся 2-х классов

(День четвертый)

Примечания :

Работа организуется на большой перемене. В течение 5-ти минут участникам нужно из букв, составляющих слово МЕТРОПОЛИТЕН, придумать как можно больше слов, имён существительных в ед. ч. (пол, пот, мот, лот, мор, мир, тол, метро, метр, мел, поле, метил, нетто, темп, топор, тело, тепло, море, литр, ром и т. д.)

Проверка :

Когда заканчивается время, участник с наименьшим количеством слов говорит первое слово, если слово повторилось у других участников, они его вычёркивают. Так по возрастающему количеству слов прочитываются все слова. Победителем становится тот, у кого оказалось больше не зачёркнутых слов.

Конкурс «Загадки» для обучающихся 3-х классов

Ведущий :

Уважаемые, знатоки русского языка . Вам необходимо отгадать загадку, поставить правильно ударение в словах – отгадках, определить количество слогов в слове-отгадке.

Загадки :

На бахче у нас растёт,

Как разрежешь- сок течёт.

Свеж и сладок он на вкус,

Называется (арбуз)

Эту зелень ты не тронь :

Жжётся больно, как огонь

Неприятна, некрасива,

Называется (крапива)

Ежедневно

В шесть утра,

Я трещу :

Вставать пора (будильник)

Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом- под столом,

А ночью- под кроватью. (ботинки)

Он бежит по проводам-

Скажешь здесь,

А слышат там. (телефон)

Не смотрел в окошко-

Был один Антошка,

Посмотрел в окошко-

Там второй Антошка!

Что это за окошко,

Куда смотрел Антошка? (зеркало)

У нашей Катюшки

Прямо на макушке

Не жуки, не птички

Держат две косички. (бантики)

Конкурс. «Комплимент» для обучающихся 4-х классов

Примечания : Игра на одной из перемен. За хороший комплимент ученику вручается жетон. Победителем становится тот, у кого наибольшее количество жетонов. Сведения о победителях передаются в день проведения игры в жюри.

Ведущий :

Учиться произносить комплименты необходимо. Ведь, как говорил один из французских писателей : одним словом можно осчастливить человека.

Так, попробуем «осчастливить» своих соперников. Возьмём в руки мяч и бросим его -лови!- тому, кто сидит напротив. А тот, в свою очередь, бросит следующему, т. е. броски ломаной линией, туда и обратно, чтобы каждый сказал свой комплимент. Комплименты произносим о внешности, приятные, любезные слова. Например : «Твои глаза, как небо голубое!» , «У тебя чудесные волосы!» и т. д.

Завершающий этап

(День пятый)

Сегодняшнее наше мероприятие, посвящённое НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА , завершаем замечательным стихотворением, которое называется…

Стихотворение «Выучи русский язык .

1 -й ученик :

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык !

2-й ученик :

Он твой наставник - великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познанья кручи,

Выучи русский язык !

3-й ученик :

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи русский язык !

4-й ученик :

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово -

Выучи русский язык !

5-й ученик :

Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спаенных мир необъятно велик.

Сын мой, работай, будь людям полезен,

Выучи русский язык !

2. Выставка рабочих тетрадей учащихся 2-4 классов.

3. Написание диктанта «Зимой»

4. Подведение итогов всей недели . Вручение медалей и грамот.

5. Просмотр презентации.

План проведения недели русского языка в начальной школе

Предметная неделя русского языка в начальной школе

привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету;

повысить общую языковую культуру;

углубить и расширить знания, получаемые на уроках.

развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.

План проведения:

День первый:

1.Объявление о начале предметной неделе Русского языка

2.Сообщение о плане проведения мероприятий в рамках недели Русского языка.

3.Конкурс «Писать красиво нелегко..» (на образцовую тетрадь по русскому языку) конкурс в классах.

День второй: выставки

1.Конкурс «Оживи букву» для 1 класса

2. Конкурс плакатов о русском языке.(2-4 классы)

. День третий :

1.Олимпиады по классам «Грамоте учиться – всегда пригодится»

День четвёртый:

1.Объявление о завершении работы предметной недели.

2.Фото -отчёт на слайд-презентации и сайте школы.

3.Награждение победителей, подведение итогов.

Открытие недели. Знакомство с календарем недели

Вы любите волшебство и превращения? Если любите, то приглашаем вас на необыкновенную неделю русского языка

Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Пусть трудна, но без нее

Плохо было бы житье.

II ученик.

Люблю тебя, грамматика,

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я.

III ученик.

Надо дружить

с грамматикой,

Учить правила, и, если не лениться,

Можно всему-

всему научиться.

Ребята, освоить родной язык –

трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь

трудностей на пути к знаниям. Наша неделя поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык». Русский язык –необыкновенный язык и мы в этом убедимся.–

Как будет проходить наша неделя?

(Ведущий объясняет план работы)

И пусть сильней кипит борьба,

Острей соревнование,

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

И соревнуясь вместе с вами,

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит острей,

Наша дружба крепнет с ней!

Молодцы! С сегодняшнего дня у нас в школе будет царить «Неделя русского языка». На этой недели вы должны

показать все свои знания в области русского языка.

Закрытие Недели русского языка в начальной школе

Ведущий 1. Добрый день, дорогие ребята!

Ведущий 2. Здравствуйте, уважаемые взрослые!

Ведущий 1. Приветствуем всех, кто время нашёл

И в школу на праздник наш пришёл!

Ведущий 2. Сегодня мы собрались в этом зале не случайно.

Ведущий 1. Сегодня у нас праздник! Праздник закрытия Недели русского языка!

Ведущий 2. Всю неделю ученики начальной школы принимали участие в интересных конкурсах и викторинах, писали стихи и сочинения, рисовали рисунки и выясняли в олимпиаде, кто лучше знает русский язык.

Ведущий 1. Сейчас мы готовы подвести итог и назвать лучших из лучших!

Ведущий 2. Сегодня можно смело говорить, что за эту неделю мы совместными усилиями смогли достичь прекрасных результатов, подняться на очередную ступеньку знаний.

Ведущий 1. На нашем празднике мы хотим отметить детей, которые проявили творческую активность, стремление к интеллектуальному росту, желание действовать и внедрять новое.

Ведущий 2. Все с нетерпением ждут, кто же, кто же получит высокую награду?!

Ведущий 1. Итак.… Разрешите приступить к вручению наград!

Звучат фанфары.

Слово предоставляется … .

Лучшими работами в конкурсе «Оживи букву» являются ученики 1 класса …..

Самой лучшей работой в конкурсе плакатов «Интересные факты о русском языке» явилась работа учащихся … класса. Поздравляем с победой!

Были также подведены итоги конкурса на образцовую тетрадь.

Заслуженную победу одержали 1место - ….., 2 место……, 3 место ….

По итогам олимпиад выявлены следующие результаты по классам –

1место - ….., 2 место……, 3 место ….

Мы благодарим всех победителей, призеров, участников Недели Русского Языка!

Со всеми заданиями Вы справились блестяще! А помог Вам в этом – русский язык – это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное.

Желаем Вам успехов в дальнейшем изучении языка!!!

Ученик:

Спасибо, Грамматика,

Наука прекрасная!

За буквы, слова, предложения ясные.

Где трудное место в словах –

Ты же рядом

И правило чётко подскажешь, как надо

Писать, говорить, размышлять

И трудиться, -

Нам в жизни, Грамматика, всем пригодится!

Неделя русского языка в начальной школе.

В течение недели (16.11.2015 – 20.11.2015) учащиеся 1-4-х классов принимали активное участие в конкурсах, олимпиадах и викторинах, проходивших в рамках «Недели Русского Языка» в начальной школе, которая открылась торжественной линейкой.

Проведение таких недель нацелено не только на повышение познавательного интереса учащихся к предмету, расширения кругозора, но и на повышения профессионального мастерства учителей начальных классов. Программа недели составлена так, чтобы были задействованы все классы, начиная с 1-ого.

По итогам конкурса были определены победители и призеры. Закончилась «Неделя русского языка» торжественной линейкой, на которой были подведены итоги, вручены грамоты и дипломы победителям и самым активным участникам.

Цель:
- прививать любовь к родному языку;
- закреплять знания и умения, полученные на уроках;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову;
- развивать интерес к изучению русского языка;
- расширять словарный запас детей.
Задачи:
- формирование интереса к русскому языку, как к учебному предмету;
- повышение общей языковой культуры.
Оборудование:
- высказывания писателей о русском языке;
- карточки с заданиями.

Ход мероприятия

1-й день. Открытие "Недели русского языка". Конкурс "Найди спрятанное слово"

Ученик 6.2 класс

Язык родной!

Но прежде нужен он затем,

Чтоб просто говорить.

А вдруг захочешь

Написать письмо,

То он тебе

Подскажет нужные слова,

Сыграет роль в судьбе

Счастливую. И не обманет,

Не предаст,

Ведь он тебе родной.

И не исчезнет никуда,

Всегда будет с тобой!

Ученик 7.1 класс

Учит буквы различать.

Он известен, знаменит,

Нужный всем нам алфавит.

Знакомство с планом недели

Примечание Конкурсы (задания) можно в своих классах брать любые, на усмотрение учителя (заменить). Можно брать ребусы, загадки для 1-2 классов, крылатые выражения для 3-4 классов.


Учитель. (по классам) Первый день - конкурс называется "Найди спрятанное слово" . На листочках даны слова. Из каждого слова надо взять только один слог и составить из них новое слово.
Задания:
а) пластинка, картинка, павлин
(плас-ти-лин)
б) пастух, плотина, лагерь
(пас-ти-ла)
в) автомобиль, тормоз
(ав-тор)
г) молоко, реле, лассо
(ко-ле-со)
д) мука, рагу, диван
(ка-ра-ван)
е) соломка, пора, мель
(ка-ра-мель)
ж) пуговица, молоток, лава
(го-лло-ва)
з) карта, путина, налёт
(кар-ти-на)
и) колос, рота, ваза
(ко-ро-ва)
к) сапоги, парашют, фантазия
(са-ра-фан)
л) метка, ропот, пора, липа, теннис
(мет-ро-по-ли-тен)

4 класс «Из истории русского языка. Фразеологизмы» Диафильм «Хватит бить баклуши.

Бить баклуши

Зарубить на носу

Лезть на стенку

Во всю ивановскую

Бить челом

Пускать пыль в глаза

Потёмкинские деревни

Дело в шляпе

Начинать с красной строки

2-й день . Конкурс "Исправь ошибки"

Все учащиеся получают на листочках текст письма Вани своей сестре Маше.
Здравствуй маша!
В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу судочкой. Я уже обижал лиса.

Задание: исправить ошибки.

3-й день. Конкурс "Первый каллиграф"

Задание. Списать каллиграфически правильно: соблюдая правила написания и соединения букв, пословицы о русском языке.
Без русского языка не сколотишь и сапога.
Жало остро, а русский язык - острей того.
Велик и могуч русский язык.
Язык русский - стяг, дружину водит, царствами ворочает.
Русский язык сила слабого.
Слова русские не говорят, а правду сказывают.
Русское слово несется не изнови - исстари.

4-й день. Конкурс "Лучший знаток русского языка"

4 класс

Задание № 1:

Дан ряд букв: я, ь, ч, р, … .

Установите закономерность и определите, какая буква должна быть следующей?

Задание № 2:

В скольких словах данного ряда все согласные глухие и твёрдые?

Тыква, цифра, шишка, точка, шахта.

Задание № 3:

Есть слова (они называются омографами и омоформами), которые совпадают в написании во всех или только в отдельных формах, но различаются значением и произношением. Например: дОрог и дорОг.

Сколько таких слов среди данных?

Лука
Звонок
Гвоздик
Знаком
Уха
Потом
Пряди

Задание № 4:

Слова в данных парах связаны между собой определённым образом, только в одной паре такой связи нет. Назовите её.

Ослт - стол

Кюриб – брюки

Сокол - косил

Евзазд - звезда

Задание № 5:

Напишите название животного, с именем которого связаны эти пословицы?

Всем равно, да не одно: … в избе, а собака на дворе.

Знай, …, своё лукошко.

Чем больше … гладишь, тем больше она горб поднимает.
Напала на … спесь, не хочет с печки слезть.
… против шерсти не гладят.

Задание № 6:

В ребусах зашифрованы названия городов России. Расшифруйте ребусы и впишите такое

название города, к которому относятся все три высказывания:

В этом слове второй слог ударный

В этом слове есть и звонкие, и глухие согласные звуки
Это слово состоит из двух слогов


Задание № 7:

В предложении Зи ма к ончается «спрятано» слово мак . В данных ниже предложениях «спрятаны» названия русских городов.
Укажите, в каком из них
«прячутся» названия двух городов?

По-прежне му ром аш ки ров ными рядами украшали клумбу.
Тихо ступая, прокралась в комна
ту ла сковая кошка.
В парке
дуб на сто лет старше нашего города
Книга издана, и первый
том ск оро поступит в продажу.
Разго
вор о неж ности и любви заставил поэтов задуматься.

1 класс
1. Если в предложении о чем-либо рассказывается, какой тогда нужен знак препинания на конце такого предложения? (точка)
2. Сколько гласных букв в слове «школьная»?
(3)
3. Найди ошибку: в слове «мышь» 4 буквы и 4 звука.
(4 буквы, 3 звуа)
4. Сколько слогов в слове «ягода»?
(три)
5. Добавь букву к слову «стол», чтобы получилось новое слово.
(столб)
6. Какое слово спряталось в «угроза»?
(гроза, роза)
7. Убери букву из слова «краска» и получишь новое слово. Какое?
(каска)
8. Какое слово написано с ошибкой: «В саду у розы выросла роза»?
(у Розы)
9. Придумай, что можно сделать со словом «лес», чтобы в нем стало 2 слога, 3 слога.
(лесок, лесочек)
10. В каком слове второй слог ударный: курица, огурец, апельсин, гнездо?
(гнездо)

2 класс
1. Найди ошибку: «Стасик дал своему Щенку кличку Шарик». (щенку)
2. Буквы убежали, необходимо их вернуть: «В л.су ст.яла м.гучая з.леная с.сна».
(е, о, о, е, о)
3. Парные согласные запутались, каким из них нужно встать в слова: улы.ка, бере.ка, пиро., лебе.ь, була.ка, кни.ка,.
(б, з, г, д, в, ж)
4. Какое слово заблудилось: мороз, морозный, заморозить, заморский, морозильник, заморозки?
(заморский)
5. Где в слове стоит приставка?
(перед корнем)
6. Бывают ли слова без корня?
(нет)
7. Найди спрятанное слово. Для поиска понадобятся вопросы «кто?» и «что?»: учитель, соловей, продавец, Катя, василек, кошка.
(василек)
8. Нужно подобрать к слову «малина» такие имена прилагательные, чтобы ее сразу же захотелось съесть.
(Спелая, сочная, сладкая, вкусная, алая.)
9. Необходимо побыть немножко волшебником и превратить имена сущ. в глаголы: воз, пила, кормушка, летчик, рисунок, письмо.
(возить, пилить, кормить, летать, рисовать, писать)
10. Может ли предложение состоять из одного слова?
(да)

3 класс
1. Как называется небольшая часть текста между 2-я красными строками?
2. Есть ли словосочетание, в котором слово «хрустальный» имеет прямое значение: хрустальный звук; хрустальный кубок; хрустальная вода?
3. Выбери знаки препинания, которые ставятся после обращения: тире, запятая, двоеточие, восклицательный знак, точка с запятой.
4. Из распространенного предложения сделай нераспространенное: «Шустрые воробьи любят семена берез».
5. Какая часть слова может увеличить или уменьшить предмет?
6. Назови новое слово, если корень от «горный», приставка от «прискакал», суффикс от «снежок», окончание от «дом».
7. Какое слово не является родственным: домовой, дом, дома, домик, домашний.
8. Какой из знаков: «ъ» или «ь» пишется после приставок?
9. В каких словах отсутствуют приставки: запах, спор, поход, повар, сторож, порог, осмотр.
10. Приставки и предлоги перепутались. Надо навести порядок. «Коля за шел за другом. Они вместе по шли вшколу»
Ответы: 1. Абзац. 2. Хрустальный кубок. 3. «,», «!». 4. Воробьи любят. 5. Суффикс. 6. Пригорок. 7. Дома. 8. «ъ». 9. Спор, сторож, порог. 10. Зашел, пошли, в школу.

4 класс
1. Определи части слова, к которым относятся удвоенные согласные: конный, тонна, подделка, ссора.
2. Чем предложный падеж отличается от других падежей?
3. Измени существительные 1-го склонения так, чтобы они стали 3-го склонения; мама, мышка, елка, косточка, тетрадка, морковка.
4. Что такое «инфинитив»?
5. Какого лица и числа местоимение «вы»?
6. Должны ли однородные члены предложения отвечать на один и тот же вопрос?
7. Какое спряжение у глагола «дышать»?
8. Где «тся», а где «ться»: собираюсь прогулят.ся, дом строит.ся, дети веселят.ся, нужно торопит.ся?
9. Вопросы: где? как? когда, куда? относятся к какой части речь?
10. У всех ли слов есть окончания?
Ответы: 1. Корень + суффикс; корень; приставка + корень; корень. 2. Может употребляться только с предлогами.3. Мать, мышь, ель, кость, тетрадь, морковь. 4. Неопределенная форма глагола. 5. Мн. ч., 2- го л. 6. Да. 7. Ко второму. 8. «ться», «тся», «тся», «ться». 9. К наречию. 10. Нет. Например, у наречий.

5-й день. Всероссийский словарный урок, посвящённый дню рождения В.И. Даля

Презентация. Биография В.И.Даля

Работа со сборником «Старик – годовик. В.И. Даль»

Конкурс пословиц

Конкурс загадок

Конкурс антонимов и синонимов

Знакомство и работа со словарём В.И.Даля

Заканчивается "Неделя русского языка" торжественной линейкой , на которой подводятся итоги и вручаются грамоты победителям по различным номинациям.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

с. Красная Поляна, Кущёвского района, Краснодарского края

Неделя

«Русского

языка»

в начальных

классах.

План проведения Недели:

Понедельник. Открытие недели.

КВН для 2 и 3 классов.

Вторник. КВН для 3 и 4 классов.

Среда. Конкурс стихов о русском языке (для всех начальных классов).

Диктанты.

Четверг.

Пятница. Все классы выпускают газеты. Закрытие недели.

Подведение итогов, награждение активных участников.

А. М. Горький писал: «Ребёнок до 10 – летнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, играет всем и познаёт окружающий мир прежде всего и легче всего в игре, игрой. Именно на игре словом ребёнок учится тонкости русского языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».

Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся начальных классов, надо сделать так, чтобы материал к Неделе был яркий, эмоциональный, интересно оформленный, а также небольшой по объёму и доступный для понимания.

В программу данного внеклассного мероприятия включены следующие виды работы: а) диктант; б) конкурс чтецов; в) грамматический бой; г) утренник; д) КВНы; е) выпуск тематических газет.

План проведения Недели.

Понедельник.

Открытие недели. КВН для 2 и 3 классов.

Вторник.

КВН для 3 и 4 классов.

Среда.

Конкурс стихов о русском языке (для всех начальных классов). Диктанты.

Четверг.

Праздник пунктуационных знаков для 1 – го класса.

Пятница.

Все начальные классы выпускают газеты. Закрытие недели. Подведение итогов, награждение активных участников.

Понедельник.

КВН для 2 и 3 классов.

    Оформление.

В классе вывешен плакат:

Нет силы более могучей, чем знание:

Человек, вооружённый знанием, — непобедим.

А. М. Горький

2. Вступление.

Ведущий.

— Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России. Во всех школах нашей страны мальчики и девочки учатся на родном языке: украинцы на украинском, грузины на грузинском, якуты на якутском, но все они изучают и русский язык.

Русский язык помогает всем людям нашей Родины лучше понимать друг друга.

    Приветствие команд (участвуют 2 команды).

1 – я команда.

Мы – весёлая команда,

И не любим мы скучать,

С удовольствием мы с вами

В КВН будем играть.

2 –я команда.

Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет

Сегодня наша дружба

Владычицей побед.

    Представление жюри (представляет ведущий).

    (сообщает капитан каждой команды).

    Чёрные, кривые,

Встанут в ряд –

Заговорят.

Кто такие? (буквы)

    На странице Азбуки

33 богатыря.

Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей. (алфавит)

— Назовите, какие буквы вы знаете?

— Назовите гласные буквы.

    Конкурс капитанов.

Задание: расставить ударение в словах: магазин, портфель, предмет, дневник, квартал, ворота, алфавит, положил, шофёр, километр, сантиметр, щавель. (слова на доске)

    Соревнование команд.

Задание: выделить окончания в словах: загадку, кружева, снежок, засада, пригород, садик.

    Конкурс болельщиков.

Задание: подобрать по 2 слова – названия признаков к каждому из следующих слов: картофель, тополь, путь, собака.

    Конкурс команд.

Задание: найти и подчеркнуть грамматическую основу в следующих предложениях: Маша идёт в школу. Наступила золотая осень. В клетке сидит злой лев. Мама пришла с работы. Сегодня Петя получил хорошую оценку. Хмурые тучи плывут по небу.

    Конкурс болельщиков.

Задание: в стихотворении найдите и назовите слова – названия предметов (читает ведущий):

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь,

И каждый дом,

И караваи хлеба –

Всё это сделано трудом,

А не свалилось с неба.

    Конкурс команд.

Задание: назвать как можно больше слов, где звуков больше, чем букв (только слова – названия предметов).

    Конкурс болельщиков.

Задание: разгадать кроссворды:

(лыжи, мыши, часы, пища, щука, чулки, шина)

(чай, часы, чашка, чайник, чулки, чудо, жир)

    Жюри объявляет счёт.

    Звучит весёлая музыка.

Вторник.

КВН для 3 и 4 классов.

    Оформление.

В классе вывешен плакат:

Учите русский –

годы к ряду,

С душой,

С усердием,

С умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда – в нём самом.

Сабир Абдулла

    Вступление.

Ведущий.

— Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Русский язык называют великим и могучим. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России.

    Приветствие команд (участвуют 2 команды).

1 – я команда.

Мы – весёлые ребята,

И не любим мы скучать,

С удовольствием мы с вами

В КВН будем играть.

2 – я команда.

Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет

Сегодня наша дружба

Владычицей побед.

1 – я команда.

И пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование,

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

2 – я команда.

И, соревнуясь, вместе с вами

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней

И наша дружба крепнет с ней.

    Команды приветствуют жюри и вручают им свои эмблемы (капитаны):

Вам и слава, и почёт!

Все мы любим точный счёт.

    Болельщики приветствуют команды:

За команду мы «болеем»

И друзьям помочь сумеем!

    Разминка «Угадай название нашей команды» (сообщает капитан каждой команды):

    Название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, в предложении бывает подлежащим и второстепенным членом.

    Название нашей команды обозначает название действий предмета, отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?, в предложении бывает сказуемым.

    Ведущий обращается с вопросами к болельщикам:

— Какое название имеет каждая команда?

— Какие ещё части речи вы знаете?

— Какая часть речи не изменяется?

    Конкурс капитанов.

Задание: определить часть речи (по одному предложению).

    Посадила мама в ПЕЧЬ пироги с капустой ПЕЧЬ.

    Снежное ПОКРЫВАЛО ПОКРЫВАЛО всё поле.

    Конкурс болельщиков.

Задание: отгадать загадку и определить часть речи.

    Стоит дом, кто в него войдёт, тот ум приобретёт. (школа)

    Белый зайчик прыгает по чёрному полю. Слёзы проливает. дети их читают и стирают. (мел)

    Одной рукой всех встречаю, другой провожаю. (дверь)

    Если ей работу дашь – зря трудился карандаш. (резинка — ластик)

    Конкурс команд «Слово – змейка».

(Представителю от каждой команды предлагается за 2 минуты записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого, например:

адре с , с алю т , т етра д ь, д еревн я …).

    Конкурс болельщиков.

Задание: отгадать слова.

Для 1 – й команды: его корень в слове ПИСАТЬ, приставка в слове РАССКАЗАТЬ, суффикс в слове КНИЖКА, окончание в слове ВОДА.

Для 2 – й команды: его корень в слове ВЯЗАТЬ, приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ, суффикс в слове СКАЗКА, окончание в слове РЫБКА.

    Конкурс для команд «Можем мы диктант писать на «4» и на «5».

(Каждый участник команды пишет только по 2 слова и передаёт листок другому участнику. Как только вся команда закончит писать диктант, она сообща его проверяет и сдаёт жюри.)

Текст диктанта.

Русский язык.

Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.

Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка.

Торжественно произносим мы слова: Родина, мир, труд, свобода.

Русский язык помогает нам дружить.

    Конкурс болельщиков (пока команды пишут диктант).

Задание: найти слова, которые спрятались.

Хлев – (лев), коса – (оса), щель, зубр, столб, укол, удочка, точки.

    Жюри объявляет счёт.

    Ведущий подводит итоги соревнования.

    Награждение участников.

    Ведущий благодарит детей за участие в соревновании.

Ведущий.

Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё

Плохое было бы житьё!

Не составить телеграмму

И открытку не отправить,

Даже собственную маму

С днём рожденья не поздравить!

Отправляя поздравленья,

Помни правило склоненья.

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!

А приставки и частицы –

Вроде хитреньких зверьков!

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников!

Люблю тебя, грамматика!

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я!

Среда.

Конкурс стихов о русском языке.

Русский язык.

Об Артеке я читал,

Об Артеке я мечтал.

Этим летом, этим летом

Я в Артеке отдыхал!

Что за славная пора!

Собираясь у костра,

Мы за дружеской беседой

Проводили вечера.

Пионерка Деспине,

Что в одном со мной звене,

Обратилась по – грузински

Очень ласково ко мне.

Я качаю головой,

Словно я глухонемой.

Отвечаю по – казахски –

Непонятен говор мой.

Но подумал и сказал

Ей по – русски: «Я казах –

И беседовать не надо

Нам на разных языках!»

Пионерка Деспине

Поняла меня вполне.

Русский знают все ребята

В нашей солнечной стране.

Как прекрасен и велик

Русский, близкий нам язык!

Я на нём, как на родном,

Разговаривать привык!

Т. Абдрах

Нажми!

«Отчего ты плачешь, друг?» —

Внука дедушка спросил.

«По письму, — ответил внук, —

Тройку нынче получил».

«Ты нажми!

Не будь же плаксой».

«Нажимал я…сделал кляксу!..»

Ф. Бобылёв

Мой русский язык.

Щедрое народное наследство –

Я люблю красивый наш язык.

На якутском говорю я с детства,

Словно к матери, к нему привык.

Но порой, друзья мои, бывает

Час, когда сижу с пером в руке,

Новых слов для песни не хватает

Мне в моём не бедном языке.

Жизнь идёт, словарь опережая

(сколько новых дел, событий, чувств!).

Мысль свою на русском выражая,

Я у русских многому учусь.

Навсегда вошли без перевода

Русские могучие слова

В речь и душу каждого народа

На правах духовного родства.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

Я умею говорить по – русски,

Потому беседовать могу

С братом – негром, с докером французским,

С другом на кубинском берегу.

наш язык – язык труда и света,

Он широк, и ясен, и велик.

С. Данилов

Части речи.

Существительное – школа,

Просыпается – глагол,

С прилагательным весёлый

Новый школьный день

пришёл.

Встали мы – местоименье,

Бьёт числительное семь.

За ученье, без сомнения,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим

Не и ни у нас частицы,

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться,

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах.

А потом

У тёплой печи

Повторяем

Части речи!

О. Высотская

Имя прилагательное.

Очень занимательное –

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Ну, представь – ка себе это:

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Стоит разве мучиться?

Не скажем мы «прекрасное»,

Не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая»,

«Красивая», «любимая»,

Отцу, и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При – ла – га – тель – ные.

Чтобы всё отличным стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи

Их вставлять.

Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов

Называешь ты.

Солнечное лето,

Праздничная ель,

Вкусные конфеты,

Машенькин портфель.

Знаки препинания.

У последней точки на последней строчке

Собралась компания знаков препинания.

Прибежал чудак – восклицательный знак.

— Ура! Долой! Караул! Разбой!

Притащился кривоносый вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы: Кто? Кого? Откуда? Как?

Явились запятые, девицы завитые.

Живут они в диктовке на каждой остановке.

Прискакало двоеточие.

Прикатило многоточие.

И прочие, и прочие, и прочие…

С. Маршак

Диктанты.

2 класс.

Птица.

Настала суровая зима. С ветки на землю упал тёмный ком. Это была птица. Она замёрзла. Витя взял её домой. Птица ожила. Он выпустил её на волю.

Слова для справок: это, ожила, выпустил.

3 класс.

Лес.

Красив русский лес зимой. Белые кружева застыли на берёзках. Блестят пушистые шапки на вековых соснах. Вот и солнышко заглянуло в лес. Заискрились шишки на ветках ёлки. На лесной тропе затаилась рысь. На полянку вылетел рябчик. Он уселся на дерево. Ветерок весело играл с берёзами. Летел белый пух зимы. Лес запел песню. О чём она?

Слова для справок: кружева, заглянуло, о чём.

4 класс.

В тайге.

Зима спустилась в тайгу. Налетел северный ветер. Засверкали на солнце снега. На белой скатерти ярко выделялись лиственницы. Ночью высоко в небе прокричал дикий гусь. Он отбился от своей стаи.

Жители посёлка собрались на улице. Они вглядывались в леса на горизонте. Все ждали прихода оленей. Олень очень умное и доброе животное. Он чувствует под глубоким снегом незамёрзший ключ и обходит его. Олень легко перепрыгивает через завалы.

Слова для справок: вглядывались, незамёрзший.

Четверг.

Праздник пунктуационных знаков для 1 – го класса.

Ведущий.

— Здравствуйте, ребята!

— Ребята! Сегодня на наш праздник пришли гости. Я приглашаю их на сцену, давайте им поаплодируем.

(десять человек – знаки препинания – в масках и с большими белыми карманами на груди выходят)

Ведущий.

— Все они в масках… давайте попробуем угадать, какой знак препинания скрывается за каждой из них.

1 – я маска.

— Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом. (вопросительный знак)

(1 – я маска достаёт из кармана вопросительный знак, открывает своё лицо)

— Разные вопросы задаю я всем:

— Как?

— Откуда?

— Сколько?

— Почему?

— Зачем?

— Где?

— Куда?

— Какая?

— Отчего?

— О ком?

— Что?

— Кому?

— Который?

— Чья?

— Каким?

— О чём?

Вот какой я мастак,

Вопросительный знак!

Ведущий.

— Прошу вторую маску загадать свою загадку.

2 – я маска.

— Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца. (восклицательный знак)

(2 – я маска достаёт из кармана восклицательный знак, открывает своё лицо)

— Правильно, ребята!

— Обычно в предложении

Стою я для того,

Чтоб выделить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество…

Мне право от рождения

В грамматике дано:

Где я, то предложение

С особым выражением

Произнестись должно!

Ведущий.

— Следующая маска, ваша загадка.

3 – я маска.

— Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть. (точка)

(3 – я маска открывает лицо)

Ведущий.

— Точка пришла к нам для того, чтобы рассказать одну забавную историю.

(точка достаёт из бумажного кармана свой знак и шапочку с изображением божьей коровки, надевает её на голову)

— Брошенный кем – то

Тетрадный листок

Божьей коровки

Вниманье привлёк.

— Что здесь написано?

Каждую строчку

Лапками щупала

Долго она.

И наконец обнаружила…

Точку.

Божья коровка

Удивлена:

— Кто умудрился

И, главное, как

Снять у меня со спины

Этот знак?

Ведущий.

— А теперь прошу представиться остальных. Ведь эти знаки препинания встречались нам не так часто.

(остальные маски называют себя, открывая лицо и доставая из бумажного кармана свой знак)

Многоточие.

— Я – многоточие.

— Обо мне сложены такие строчки:

Стоят три кумушки

Рядком,

Ведут беседу,

Но тайком,

Какими – то

Далёкими

Туманными намёками…

Двоеточие.

— Я – двоеточие.

— Обо мне говорят так:

Двоеточие глазастое ходит,

Знаниями хвастая:

Так и хочется ему

Разъяснить нам,

Что к чему…

Тире.

— Я – тире.

— Лягу палочкой на строчку:

— Проходите по мосточку.

(две пары детей представляют кавычки и скобки)

Кавычки.

— Мы – кавычки. О нас есть такие стихи:

Всегда подслушать норовят

То, что другие говорят…

Скобки.

— Мы – скобки.

Словам раскрываем объятья:

— Ждём в гости вас,

Милые братья!

Ведущий.

— Вот и все наши гости. Прошу садиться.

(жестом приглашает сесть на стулья в глубине сцены)

Ученик (шумно вбегает на сцену).

— Что же это такое?! Ещё один знак препинания забыли. Не пригласили. А он на нас обижается. Вот так всегда! Многие ребята о нём забывают в своих сочинениях.

Ведущий.

— Кого же мы забыли?

— Кого не пригласили?

(Клякса – девочка со спутанными волосами в фиолетовом платье с табличкой на груди: «Клякса», выглядывает из – за кулис).

— А, это вы не пригласили ту, о которой говорят:

Выйдет на дорожку,

Всем подставит ножку.

Ученик.

— Нет, нет! Так говорят её враги. Она, наоборот, помогает людям читать. Там, где она стоит, нужно сделать небольшую паузу. Ребята, вы догадываетесь, о ком идёт речь?

(Речь идёт о запятой!)

Ученик.

— Да, да! Это – о запятой. Многие вежливые слова любят стоять с нею рядом: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания.

А меня как она выручила однажды! Вот послушайте.

(Ученик отводит ведущего в сторону и начинает тихо что – то рассказывать. На сцене в это время выстраиваются ребята с карточками в руках:

Ученик продолжает громко):

И тогда царь сказал, что жизнь моя зависит от правильной постановки запятой.

Ведущий.

Казнить, нельзя помиловать.

Ученик.

— Да, так получилось, но я был дружен с запятой, и она помогла мне.

(Ученик переставляет ребят с запятой и продолжает.)

— И получилось: казнить нельзя, помиловать.

Ведущий.

— Каких только историй не бывает на свете!

(В зале появляется Буратино, он пробирается между рядами на сцену.)

Буратино.

Телеграмма! Телеграмма! Срочная телеграмма! Здравствуйте, ребята! Вот принёс вам телеграмму от Незнайки. Только не разберу, что здесь написано.

Ведущий.

— Действительно, телеграмма. Но в ней перепутаны слоги и даже знаки препинания. Кто же поможет нам прочитать текст?

Знаки препинания (хором):

— Мы!

(Знаки препинания отходят в сторону и шепчутся. В это время ведущий предлагает учащимся из зала попробовать свои силы в отгадывании необычной загадки. Перепутанный текст телеграммы дан на большом листе бумаги.)

ТЕЛЕГРАММА

ребя

доро

здрав

гие

та

ляю

вас

с празд

зна

препи

ков

ником

нания

по

Ведущий (после ответа ребят).

— Давайте спросим у знаков препинания, правильно ли мы расшифровали текст?

Двоеточие и кавычки (хором).

— В телеграмме говорится: «Дорогие ребята…»

Запятая.

— Запятая!

Двоеточие и кавычки.

— Поздравляю вас с праздником Знаков препинания!!!

Точка.

— Точка!

Ведущий.

Да, да. Запятая и точка, а вопросительные знаки здесь ни при чём.

Знаки нужно уважать,

Правильно употреблять…

Знаки препинания (хором).

— Никогда не забывать!

Буратино.

— Я, ребята, тоже учусь. Послушайте, какое стихотворение я выучил в школе:

Шьёт иглой портниха в строчку.

Взял коньки точильщик в точку.

Я заканчиваю строчку,

Ставлю маленькую точку.

Ведущий.

— Этой маленькой точкой мы и завершим наш праздник.

(Все действующие лица берутся за руки и за ведущим спускаются со сцены в зал. Звучит грамзапись песни «Чему учат в школе»).

Использованная литература:

    Пособие для учителя «1200 диктантов и творческих работ по русскому языку» /Авт. – сост. Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. – Москва: Дрофа, 1999.

    «Внеклассные мероприятия. 3 класс»/ Авт. – сост. Л. Н. Яровая, О. Е. Жиренко, Л. П. Барылкина, Л. А. Обухова. – Москва: ВАКО, 2004.

    «Внеклассные мероприятия. 4 класс»/ Авт. – сост. Л. Н. Яровая, О. Е. Жиренко, Л. П. Барылкина, Л. А. Обухова. – Москва: ВАКО, 2004.

    «Настольная книга учителя начальных классов»/ Авт. – сост. Л. С. Бескоровайная, О. В. Перекатьева. – Ростов н/Дону: изд-во «Феникс», 2001.

    «Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1 – 4 классы», Москва: «ВАКО», 2003.

    «Школьные олимпиады. Начальная школа. 2 -4 классы/Н. Г. Белицкая, А. О. Орг. – Москва: Айрис-пресс, 2009

Неделя русского языка в начальной школе разработка

Цель:
- прививать любовь к родному языку;
- закреплять знания и умения, полученные на уроках;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову;
- развивать интерес к изучению русского языка;
- расширять словарный запас детей.
Задачи:
- формирование интереса к русскому языку, как к учебному предмету;
- повышение общей языковой культуры.
Оборудование:
- высказывания писателей о русском языке;
- карточки с заданиями.

Ход мероприятия

О-о-----
-о-о------
---о-о---
---о-о-о-
Ответ: сокол, сорока, ворона, соловей, воробей, коростель, поползень, коноплянка,мухоловка, жаворонок.
Задание 2. Назвать как можно больше слов, в состав которых ходит какое-нибудь число.
1- единица, единство, одинокий, однажды
2- вторник, двойка, двойник, двушка, двойняшки, двойник, двустволка
3- тройка, тройник, трио, трезубец, треножник
4- четверг, четверть, четырехугольник
5- пятница, пятидневка, пятачок, пятилетка, пятиугольник
6- шестигранник, шестиугольник, шестерка, шестилетка,
7- семерка, семигранник, семиструнная (гитара, семицветик
8- осьминог, восьмерка
9- "девятый вал", девятилетний, девятиэтажный
10- десятина, десятка

Задание 3. Игра "Выбывание слова". На листке (доске) даны слова: строит, бежать, видит, решал, рисовали, пишет. Сначала нужно найти единственное слово, с которого следует начать игру:
1) бежать - единственный глагол в неопределенной форме;
2) рисовали - только этот глагол имееет множественное число;
3) решил - из оставшихся только этот глагол в прошедшем времени, остальые в настоящем;
4) пишет - глагол 1 спряжения, остальные второго спряжения;
5) видит - глагол-исключение.
6) остается глагол "строит".
2-й вариант.
Известный, честный, опасность, веселый, красивая, грустный.
1) опасность - это имя существительное, а все остальные имена прилагательные;
2) красивая - единственное прилагательное женского рода;
3) веселый - имя прилагательное, которое не содержит непроизносимый согласный;
4) известный - есть приставка;
5) честный, грустный - остаются.
Задание 3. Составить слова из слогов.
ЛЫ ЧА ПРУ МА НА ША КРЫ ЖИ ШИ ЧАЙ ША НИК ЧА РО КА ВЕЛЬ ВСТРЕ
Задание 4. Назови одним словом:
1) Глухой шум от трения. (Шорох)
2) Место соединения разных кусков. (Шов)
3) Сделанный из холста. (Холщовый).
4) Детеныш овцы. (Ягненок).
5) Мастер по изготовлению ременной упряжи. (Шорник).
6) Стержень для чистки ствола оружия. (Шомпол).
7) Ощущение жжения в пищеводе. (Изжога).
8) Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами. (Крыжовник).
9) Водитель автомобиля. (Шофер).
11) Мощеная щебнем или асфальтированная дорога. (Шоссе).
12) Презрительное название ненасытного человека. (Обжора).
13) Цирковой артист. (Жонглер).
14) Наездник на скачках, бегах. (Жокей).
Задание 5. Конкурс "Половинки". Дана первая часть пословицы. Ученики должны назвать (записать, найти) вторую часть.
Делу время - потехе час.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Жизнь дана на добрые дела.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Не спеши языком, спеши делом.
Пишут не пером, а умом.
Ученье - путь к уменью.
Возьми книгу в руки - не будет скуки.
Не знать - не страшно, страшно - не узнать.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Задание 6. Блиц-турнир "Вопросы -Ответы".
1 класс
1. Если в предложении о чем-либо рассказывается, какой тогда нужен знак препинания на конце такого предложения? (точка)
2. Сколько гласных букв в слове «школьная»? (3)
3. Найди ошибку: в слове «мышь» 4 буквы и 4 звука. (4 буквы, 3 звуа)
4. Сколько слогов в слове «ягода»? (три)
5. Добавь букву к слову «стол», чтобы получилось новое слово. (столб)
6. Какое слово спряталось в «угроза»? (гроза, роза)
7. Убери букву из слова «краска» и получишь новое слово. Какое? (каска)
8. Какое слово написано с ошибкой: «В саду у розы выросла роза»? (у Розы)
9. Придумай, что можно сделать со словом «лес», чтобы в нем стало 2 слога, 3 слога. (лесок, лесочек)
10. В каком слове второй слог ударный: курица, огурец, апельсин, гнездо? (гнездо)

2 класс
1. Найди ошибку: «Стасик дал своему Щенку кличку Шарик». (щенку)
2. Буквы убежали, необходимо их вернуть: «В л.су ст.яла м.гучая з.леная с.сна». (е, о, о, е, о)
3. Парные согласные запутались, каким из них нужно встать в слова: улы.ка, бере.ка, пиро., лебе.ь, була.ка, кни.ка,. (б, з, г, д, в, ж)
4. Какое слово заблудилось: мороз, морозный, заморозить, заморский, морозильник, заморозки? (заморский)
5. Где в слове стоит приставка? (перед корнем)
6. Бывают ли слова без корня? (нет)
7. Найди спрятанное слово. Для поиска понадобятся вопросы «кто?» и «что?»: учитель, соловей, продавец, Катя, василек, кошка. (василек)
8. Нужно подобрать к слову «малина» такие имена прилагательные, чтобы ее сразу же захотелось съесть. (Спелая, сочная, сладкая, вкусная, алая.)
9. Необходимо побыть немножко волшебником и превратить имена сущ. в глаголы: воз, пила, кормушка, летчик, рисунок, письмо. (возить, пилить, кормить, летать, рисовать, писать)
10. Может ли предложение состоять из одного слова? (да)

3 класс
1. Как называется небольшая часть текста между 2-я красными строками?
2. Есть ли словосочетание, в котором слово «хрустальный» имеет прямое значение: хрустальный звук; хрустальный кубок; хрустальная вода?
3. Выбери знаки препинания, которые ставятся после обращения: тире, запятая, двоеточие, восклицательный знак, точка с запятой.
4. Из распространенного предложения сделай нераспространенное: «Шустрые воробьи любят семена берез».
5. Какая часть слова может увеличить или уменьшить предмет?
6. Назови новое слово, если корень от «горный», приставка от «прискакал», суффикс от «снежок», окончание от «дом».
7. Какое слово не является родственным: домовой, дом, дома, домик, домашний.
8. Какой из знаков: «ъ» или «ь» пишется после приставок?
9. В каких словах отсутствуют приставки: запах, спор, поход, повар, сторож, порог, осмотр.
10. Приставки и предлоги перепутались. Надо навести порядок. «Коля за шел за другом. Они вместе по шли вшколу»
Ответы: 1. Абзац. 2. Хрустальный кубок. 3. «,», «!». 4. Воробьи любят. 5. Суффикс. 6. Пригорок. 7. Дома. 8. «ъ». 9. Спор, сторож, порог. 10. Зашел, пошли, в школу.

4 класс
1. Определи части слова, к которым относятся удвоенные согласные: конный, тонна, подделка, ссора.
2. Чем предложный падеж отличается от других падежей?
3. Измени существительные 1-го склонения так, чтобы они стали 3-го склонения; мама, мышка, елка, косточка, тетрадка, морковка.
4. Что такое «инфинитив»?
5. Какого лица и числа местоимение «вы»?
6. Должны ли однородные члены предложения отвечать на один и тот же вопрос?
7. Какое спряжение у глагола «дышать»?
8. Где «тся», а где «ться»: собираюсь прогулят.ся, дом строит.ся, дети веселят.ся, нужно торопит.ся?
9. Вопросы: где? как? когда, куда? относятся к какой части речь?
10. У всех ли слов есть окончания?
Ответы: 1. Корень + суффикс; корень; приставка + корень; корень. 2. Может употребляться только с предлогами.3. Мать, мышь, ель, кость, тетрадь, морковь. 4. Неопределенная форма глагола. 5. Мн. ч., 2- го л. 6. Да. 7. Ко второму. 8. «ться», «тся», «тся», «ться». 9. К наречию. 10. Нет. Например, у наречий.
Проводится диктант по классам. В каждой параллели выявляется самый грамотный ученик.
Заканчивается "Неделя русского языка" торжественной линейкой, на которой подводятся итоги и вручаются грамоты победителям по различным номинациям.



 
Статьи по теме:
Ничья вещь. Шон Тан. Ничья вещь Книги Шона Тана, переведенные на русский язык
«Полагаю, вы хотите узнать, о чём эта книга, просто прочитав обложку? Понимаю – времени у всех не хватает, дел невпроворот и у большинства из нас наверняка полно занятий поважнее, чем рассматривать книжку с картинками про гигантскую красную вещь, потерянн
Искусственный интеллект (ИИ)Artificial intelligence (AI)
Тест Тьюринга, предложенный Аланом Тьюрингом , был разработан в качестве удовлетворительного функционального определения интеллекта. Тьюринг решил, что нет смысла разрабатывать обширный список требований, необходимых для создания искусственного интеллекта
По характеру хранимой информации
База данных Например: Фактографические тах, представленные в строго определенном формате. Документальные ) Хранилище информации процедура ввода поиск – процесс обработки запроса; обработка выдача информации
Определение понятия, где применяется и откуда пошло слово Квинтэссенция значение слова
Большинство слов, используемых нами в повседневной жизни, имеют определенные значения. Но встречаются и такие термины, смысл которых однозначно объяснить невозможно. Попробуем объяснить, что такое квинтэссенция. Данное слово часто мелькает во всевозможных