Пещерный храм донаторовназвание храма условно. Храм Донаторов в Крыму. Похищенная фреска Георгия

Храм Донаторов находится на долине Черкез-Кермен, неподалеку от Эски-Кермен в Бахчисарайском районе Крыма. Храм возведен в тайном месте и исполняет роль своеобразной защиты для всей долины. Лишь оказавшись на этом месте и можно ощутить поток Силы, которая исходит из Храма в долину и наполняет ее живительной энергией. Когда небольшая пещерная церковь, которая расписана изнутри фресками, служила убежищем для монахов.

Храм возведен на труднодоступном скалистом мысе. Не так-то просто попасть в обитель, зато оно стоит того. Сперва необходимо преодолеть достаточно крутой подъем по скалистому склону, который пророс лесом. Далее выйти на огибающую скалу тропу и пройти по вырубленным в ней скользким ступеням. Невозможно обнаружить вход в храм со дна балки. Он открывается лишь на вершине.

Внутреннее помещение Храма очень маленькое - около 2х3 метра. Раньше к наружной стороне примыкали деревянные пристройки. Их сооружали с помощью проделанных в камне углублений, в которых устанавливали балки. Вырубленная в скале лестница вела во вход помещения.

Храм известен тем, что ему удалось сохранить средневековую фресковую роспись. Предполагается, что она сохранилась благодаря скрытности и тайности места. Сооружение настолько надежно упрятано, что невозможно было бы ее найти без указателя на вершине горы в виде креста. Постепенно рисунки теряются, однако еще в начале 20-го века они были в хорошей сохранности.

В алтарной части храма сохранились формы фрески 14 века, на которой было изображено проведение литургии Святого Грааля (изображала младенца Христа в чаше в окружении святых). К сожалению, состояние самой фрески печальное. Данный храм является единственным на территории Крыма, где еще можно найти изображение чаши Грааля. Она символизирует идею прямого общения с богом без священника, ставшую популярной в 13-14 века на территории Крыма и Сербии.

Кого называли донаторами и зачем они возвели храм? Слово donator означает с латинского «даритель» или «приносящий дар». Также можно считать его покровителем и организатором строительства храма. Считается, что некая княжеская семья пожертвовала средства на строительство и обустройство Храма. Вот почему он так назван. На западной стене храма нанесено изображение двух фигур. Предполагается, что это были супруги: слева — мужчина с бородой, в короне и воинском облачении, справа - различается женская фигура с серьгами в ушах и остроконечной шляпе. Говорят, что это изображение тех самых донаторов, которые были местными феодалами. Их родовое гнездо располагалось на ближайшем плато Топшан. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эта небольшая церквушка являлась семейным храмом. Ученые предполагают, что на фреске изображен основатель крымского княжества Феодоро — князь Феодоро. До сих пор история княжества окутано тайной.

КАК ДОБРАТЬСЯ

Найти храм, как и подняться на него нелегко. Экскурсия проходит вдоль южной части эски-керменского плато. Далее следует обойти небольшой мыс с башней Кыз-куле. После этого необходимо перейти в противоположном направлении, по соседней долине почти до самого конца, до места разветвления балки. В верхней части скалы можно заметить высеченный храм Донаторов. Подняться в храм можно после того, как свернуть в балку справа и пройти вперед 200 м, далее подняться по левому склону. Если идти по верху скалы (на которой заметны остатки фундамента), можно обнаружить две смежные пещеры. Именно в одной из них расположен храм Донаторов.

Дорога до Эски-Керменского плато протекает по разным маршрутам:

1. Самый оптимальный вариант, если идти от села Залесное (в село ходят рейсовые автобусы из Бахчисарая, Севастополя, Ялты) по туристической тропе около 3-4 км к южной части Эски-Кермена. Тропу легко найти южнее селения. Более того, она обозначена на топографической карте горного Крыма.

2. От села Холмовка (на рейсовом автобусе из Бахчисарая, по дороге около 6-7 км в юго-западном направлении.

3. От села Терновка через пещерный монастырь Челтер-Мармара. От него необходимо свернуть на север, и немного выше села идти по дороге к пещерному монастырю Шулдан (от которого по балке тропа соединяется с тропой из села Залесное).

4. Если следовать на личном авто, лучше всего проехать через село Красный Мак до села Холмовка. Свернуть налево, не доезжая до последнего. Далее свернуть направо в конце по плитовому покрытию, которое сменяется на грунтовую дорогу. Ехать до конца северной части плато, где можно заметить работника музея, который взимает плату за вход.


Аня благосклонно отнеслась к моей идее посетить храм Донаторов.
Водитель 40-го автобуса на Терновку тоже был сговорчив и остановил нам возле тополей.
Отсюда идет дорога к теплицам и начинается подъем к пещерному монастырю Челтер-Мармара.
Вот мимо этой дымящейся трубы мы подходим к началу подъема.

Пещерный монастырь хорошо виден еще с дороги.
Промахнуться трудно.

Между первым и вторым окном слева хорошо виден вырезанный в камне крест.
Я его хорошо помню еще с тех пор, когда здесь не жили монахи.

На помощь нам пришел местный сторожил.

Он следил за тем, что-бы никто не смел повернуть назад.

Так мы и подошли ко входу.
Посещение монастыря в наши планы не входило и мы по склону обошли его территорию.

У подъема на верх решили передохнуть под неусыпным контролем хозяина этих мест.

Подъем несложный и скоро мы оказываемся наверху.

Наверху установлен крест.
Отсюда хорошо видна Терновка. В исторических документах встречаются и другие названия: Старый Шулю, Шулю, Шули, Старошули, Старошуль.

Поднявшись наверх мы сразу же пошли на северо-запад или в сторону города Севастополь.
Этим мы преследовали сразу две цели: найти сон-траву и выйти на дорогу к храму Донаторов.

Сверху хорошо видны окрестности.

Балаклава.

Модный пробор лесных просек и скала Мытилино в Балаклаве.

Первая цель была достигнута не сразу.
У нас даже зародилось сомнение.
Но все закончилось благополучно.
Сначала мы нашли один цветок.

Потом два.

Потом много.
Это удивительный цветок.
Невозможно им налюбоваться.
















Доходим до каменного тура, рядом с которым выложена каменная стрела.
Направление стрелы на северо-восток, в кусты. Имеется тропа.
По этой тропе мы попадаем в лес.

В лесу нас встречают подснежники.
Я то думал, что они уже отцвели.
Но в Крыму бывают чудеса.

Идем по тропе все время прямо, на пересекающую её дорогу не отвлекаемся и приходим на поляну.

Сразу же обходим ей слева и по тропе заходим в лес, где начинается спуск в долину.

Колючая проволока на пути - верная примета.
Обходим колючку справа и по скользкому скальнику выходим на окончательную тропу вниз.

А тут нас уже радостно встречают цветочки.
Примула разных цветов.

Выходим в долину Черкез-Кермен.

Находим указатель и начинаем подъем.

Мы наверху.
Тропа привела к храму.
















Этот храм производит сильное впечатление.
Но нам пора.

По склону, усыпанному подснежниками, спускаемся в долину.

Мимо старинного родника и быка с привязанным колоколом, звон от которого разносится по всей округе, мы идем к выходу.

Небольшое чаепитие с видом на башню Кыз-Куле.

Здесь у меня и родилась мысль сбегать налегке наверх.
Аня осталась внизу отдыхать.

Забрался я наверх не там, где планировал.
Но помогло дерево, растущее близко к скале.

Находясь возле башни, я внезапно вспомнил время, когда побывал здесь впервые.
Эх, где мои 17 лет? Вернее 18, т.к. было это в 1978 году.
Вон тот волосатик посредине и есть я).

С Башни видно Эски-Кермен и прилигающие к нему долины.

Черкез-Кермен тоже хорошо видно.

Увлекся я что-то воспоминаниями, Аня заждалась.

Спуск вниз я нашел сверху.
Старинные ступени, вытесанные в камне.

Уже внизу мы увидели, что декорации к фильму "Алмазы для Сталина", которые мы встретили в прошлом году, до сих пор на месте.
Снова побываем в Ураллаге, хорошо, что не в качестве узников.

Египтяне считали улитку символом вечности.
К чему это я?
Сам не знаю.

"Опять он" - подумал я и ошибся.
Это уже следующее поколение монастырских котов.

Идем вниз, не забывая оглядываться.
А оглянувшись, забываем, что надо спускаться.

Это поле уже возле дороги.
Спуск закончился к радости обоих.

Уставшая, но не побежденная Аня.

Последний бонус этой прогулки - автобус, который отправился через 10 минут, после нашего прихода.

Отличная получилась прогулка.
А на карте это выглядит так.

Всего хорошего и до новых встреч!

Расположен в отдельно стоящей скале-останце в верховьях балки Черкез-кермен. Вход в храм со дна балки не виден. Его можно обнаружить лишь поднявшись на вершину.

Храм представляет собой небольшое, вырубленное в скале помещение, размерами около 2х3 м. В свое время с наружной стороны существовали деревянные пристройки, о чем свидетельствуют проделанные в камне углубления для крепления балок. К входу вела вырубленная в скале лестница.

Памятник знаменит тем, что здесь долгое время сохранялась средневековая фресковая роспись. Возможно, именно потаенность места способствовала этому. Еще в начале 20 века рисунки были в хорошей сохранности. Но, к сожалению, за прошедшее столетие большая часть росписей оказалась утраченной.

Главная фреска, располагавшаяся в алтарной части, изображала младенца Христа в чаше в окружении святых. Росписи стен отражали евангельские сюжеты. Одна из фресок изображала семью донаторов храма.

Заметили неточность или данные устарели - внесите исправления, мы будем благодарны. Создадим лучшую энциклопедию о Крыме вместе!
Расположен в отдельно стоящей скале-останце в верховьях балки Черкез-кермен. Вход в храм со дна балки не виден. Его можно обнаружить лишь поднявшись на вершину. Храм представляет собой небольшое, вырубленное в скале помещение, размерами около 2х3 м. В свое время с наружной стороны существовали деревянные пристройки, о чем свидетельствуют проделанные в камне углубления для крепления балок. К входу вела вырубленная в скале лестница. Памятник знаменит тем, что здесь долгое время сохранялась средневековая фресковая роспись. Возможно, именно потаенность места способствовала этому. Еще в начале 20 века рисунки были в хорошей сохранности. Но, к сожалению, за прошедшее столетие большая часть росписей оказалась утраченной. Главная фреска, располагавшаяся в алтарной части, изображала младенца Христа в чаше в окружении святых. Росписи стен отражали евангельские сюжеты. Одна из фресок изображала семью донаторов храма. Сохранить изменения

Начало:: :: :: :: :: ::окончание

Вблизи Эски-Кермена, к западу от северной части возвышенности Тапшан, в глубоком ущелье располагалась деревня Черкес-Кермен, давшая названия этому ущелью. В южной части ущелья Черкес-Кермен, к югу от того места, на котором располагалась деревня, в скалистом мысе высечен пещерный храм «Донаторов». Храм скрыт в скалах, имеет вход с юга. К храму ведёт вырубленная в скале лестница, рядом с которой расположена гробница и типичная для Эски-Кермена, усыпальница (Репников, 1932а). Перед входом в храм имеется глубокая расщелина в скале.

Помещение храма прямоугольной формы. Апсида расположена не в средней части восточной стены, но смещена к югу. В апсиде высечены в скале синтрон и примыкающий к нему престол. апсида отделяется от остальной части помещения скальным основанием предалтарной преграды. В центре основания вырублены ступени, ведущие в алтарь.

Вдоль стен помещения высечена скамья. Северная стена и ближайшая к ней часть западной стены делятся на три аркосолевидных углубления. В восточной части северной стены вырублены две ниши, возможно, одна из них – жертвенник. В алтаре, к северу от предалтарной преграды, в скальном простенке высечена ещё одна ниша. Вблизи северной стены была скальная колонна, основание которой сохранилось в каменном полу. В южной стене имеются окно и дверной проём.

Название храму "Донаторов", подобно эски-керменскому храму "Успения", дано условно. Он получил его по сюжету росписи, изображавшей ктиротов храма или донаторов. В краеведческой литературе храм упоминается нечасто. Впервые пишет о нём Е. Марков. Подробно он был описан уже Н. Л. Эрнстом и вселд за ним Н. И. Репниковым. Впоследствии О. И. Домбровский посвящает целый раздел своей книги фрескам храма. Он датирует их двумя периодами - первый 12-13 век, второй - 14 век.

Ущелье Черкес-Кермен, где прежде располагалась большая одноимённая деревня, в верховьях распадается на две балки, на скальном мысу, между ними и находится храм "Донаторов". Вход в него трудно заметить. Из балки к храму ведёт крутая тропа. Древняя тропа к храму начиналась из долины, отсюда вверх со стороны деревни вела крутая лестница. Большая высота ступеней объясняется своеобразной конструкцией лестницы. Она составлена как бы из двух частей, сдвинутых вдоль центральной оси на половину высоты одной ступени. Поэтому при винтообразном подъёме в центре лестницы поднимающийся человек встречал ступени, отстоящие одна от другой на половину их высоты - обычно, около 0,2 м.


Лестница приводила на небольшую площадку, поворачивающую вдоль скалы на юг. Здесь имеются две пещеры с гнёздами для деревянных конструкций. Далее тропа ведёт в узкую расселину скалы, где также имеются следы лестницы, сейчас почти непроходимой. Она то и приводила к двери церкви. Теперь к храму ведёт тропа из долины, пролегающая по северному краю обрыва, совсем не там и не так, как прежняя дорога. По ней можно подняться наверх самой скалы. Сейчас здесь сохранились: водоотводные канавки, квадратное углубление 0,7 на 0,7 м, а также вырубка, вероятно, для крепления креста.

--

А. Л. Якобсон придерживался мнения, что храм "Донаторов" представлял собой небольшой ктиторский монастырь. Возможно, с этим нужно согласиться. Кроме обычных монастырей, на христианском Востоке в средние века распространена была форма монастырей "несобственных". Один или несколько человек, желавших монашествовать, собравшись в одно общество, могли устроить кельи при приходских храмах или в их ограде, при условии службы в храме. К таким оградам на Руси кроме традиционного "погост", по свидетельству Е. Голубинского, ещё в 20-м веке применяли термин "монастырь". В последнем случае имелось ввиду, что в храме, находящемся внутри ограды, служил монах или монахи. Для 17-го века такое явление фиксируется довольно часто. Подобный случай известен по московской Приписной книге за 1638 год. В отношении приходского храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке сказано: "В Воскресении же, на монастыри, келья, живут старицы нищие".

План церкви "Донаторов" - двухчастный. Основной объём составляет прямоугольный наос, размерами 3077 на 2,2 на 3,15 м и подковообразная алтарная ниша 1,5 на 1,8 на 2,15 м. С севера же к наосу примыкает боковой неф, размерами 3,60 на 1,00 на 1,75 м. Он едва отделён от остальной части храма частично стёсанными полуколоннами, шириной до 0,18 м по краям, и двумя арками на потолке между ними. Геометрическая форма арок не выдержана. Между ними, в центре пролёта на потолке и в полу видны остатки оснований столба, стёсанного при перестройке храма. Свод этой части в наземном храме представлял бы собой два купола, покоящихся каждый на четырёх парусах.

Храм Донаторов — это одно из самых труднодоступных и вместе с тем редчайших мест Крыма. Расположен он в , посреди горных хребтов и найти его не легкая задача. Маленькая церквушка пристроилась на скалистом плато в верховье балки Черкес-Кермен, в нависающем над ущельем камне, а тропинки к ней практически невозможно разобрать, особенно по осени, когда вокруг разбросана палая листва, вот и приходится карабкаться напролом по камням, чтобы достичь желаемой цели.

Храм представляет из себя маленькую пещерную церквушку, которая изнутри была украшена росписью фресок датированной двенадцатым — четырнадцатым столетиями, до нашего времени частично сохранилась лишь отдельные фрагменты живописи, в алтарной части можно узнать изображение исполнения литургии Святого Грааля. В общем-то, церквушка и стала столь известна благодаря картине, которая сейчас, к сожалению, находится не в лучшем состоянии. Помещение храма также служило в давно минувшие лета убежищем для святых людей. Сейчас храм практически пустой, внутри стоят лишь свечи и иконы, изредка проводятся литургии.

Имя храма произошло от латинского слова «donator», что в переводе означает «приносящий дар» или проще «даритель», видимо, названо было в честь человека, который покровительствовал строительству церкви, хотя на данный момент все это вполне условно. Намного более реалистичным является обоснования названия в честь «донаторов» — княжеской семьи, изображения которых имеется в храме.

КАК НАЙТИ

Западнее в окрестностях горного массива Эски-кермен есть ущелье, ранее там было расположено селение Черкес-кермен, уже давненько прекратившее свое существование, а вот храм, организованный в одной из скал и по сей день привлекает к себе туристов, несмотря на то, что добраться до него весьма сложно.

Как говорилось немногим выше, храм является частью скалы, высечен в ее массиве. В южной стене вырублены окно и вход. Через скальную площадку по расселине к нему ведет лестница, по бокам которой сделаны гробница и усыпальница. Как стало понятно вход в церковь с южной стороны, а из окошка падает свет на аспиду.

ОПИСАНИЕ

Внутри помещение практически полностью было расписано, помимо семейства, посодействовавшего в основании храма, можно разобрать изображения Иисуса и некоторых святых фигур, а также сюжеты из евангелие.

Пространство внутри воспроизводит базилику: поблизости центрального нефа — боковой, отделен он потолочными выступами и выступами в стене, а также колоннами, от которых сейчас остались лишь следы.

Апсида закругленная и отделена от нефа высокой ступенькой и аркой. От стены отделяется престол для мощей, скорее всего в ранние годы он был покрыт деревянной или мраморной крошкой.

То, что храм расположен в столь труднодоступном месте и достаточно далеко от основных населенных пунктов, говорит о том что, скорее всего здесь некогда был монастырский скит, основанный на средства, пожертвованные княжеской семьей.

Фото







 
Статьи по теме:
Манник с яблоками - рецепты приготовления в духовке и в мультиварке с фото
Кто не ел манник с яблоками? Ароматный, воздушный, с румяной корочкой. Такой пирог делается в два счета, а съедается еще быстрей. Проверим? Манник с яблоками – общие принципы приготовления Какие бы ингредиенты ни присутствовали в пироге, манке нужно дать
Баклажаны по-китайски. Пошаговый рецепт с фото. Баклажаны с мясом по-китайски – по следам загадочного Востока. Рецепты баклажанов с мясом по-китайски в разных соусах Баклажаны со свининой по китайски
Не знаю, я наверное одна из тех, кто относится к той миллионной армии поклонников блюд с баклажанами. Особенно, когда блюдо остренькое, пикантное, с огоньком. Попался мне рецепт приготовления баклажанов по-китайски. Признаюсь, раньше я такое блюдо не гото
Люля из курицы: вкусные рецепты сочного блюда
Люля-кебаб, рецепт которого вы найдете ниже – универсальное блюдо, которое прекрасно подойдет и для праздничного, и для повседневного ужина. Кроме того, для него подойдет любой гарнир, но лучше всего, если он будет овощным. Список ингредиентов этого блюда
Салат с крабовыми палочками и огурцом Салат с крабовыми палочками и малосольными огурцами
Еще с Нового года осталась пара пачек крабового мяса, не пропадать же добру. Я решила сделать салатик. Вообще, не знаю, откуда этот салат появился в нашей семье. Моя мама и по сей день готовит по рецепту, который я вам сейчас и представлю. Первое что дела