Начальная военная подготовка (порядок преодоления полосы препятствий). Бой в городе. преодоление препятствий Что будет, если…

Преодоление минно-взрывных заграждений в составе отделения бегом в колонну по одному (по два) или на боевой машине по заранее проделанному проходу. Преодоление препятствий с опорой на плечи товарища, с помощью подручных средств, оказание помощи одним военнослужащим другому военнослужащему при перелезаниях через препятствия и т.д. Тренировка безопорных и опорных прыжков

Преодоление минно-взрывных заграждений в составе отделения бегом в колонну по одному (по два) или на боевой машине по заранее проделанному проходу

Минно-взрывные заграждения солдаты отделения преодолевают бегом, продвигаясь, как правило, вслед за танком по его колее. По проделанному проходу солдаты должны передвигаться «след в след», при этом отделение перестраивается в колонну по одному (по два). С целью уменьшения вероятности зацепить старую провисшую и лежащую на земле растяжку или проволочный замыкатель, во время движения необходимо ступни ног поднимать и ставить на землю строго вертикально.

При подходе к минному полю по команде командира взвода или самостоятельно командиры отделений командует: «Отделение, за мной, в колонну по одному (по два), в проход, бегом – МАРШ». Пулеметчик бежит впереди и ведет огонь по противнику, расположенному в первой траншее (на переднем краю обороны противника).

Боевая машина пехоты (бронетранспортер) также ведет огонь по противнику, обеспечивает преодоление отделением минно-взрывных заграждений и находится в готовности к движению вслед за отделением на выгодный рубеж.

Задержки и скучиванья в проходе недопустимы, иначе противник сможет нанести своим огнем значительные потери отделению.

Преодолев минное поле, отделение вновь развертывается в цепь и стремительно атакует противника.

Минное поле, установленное средствами дистанционного минирования, отделение обходит или преодолевает в составе взводной колонны за головной машиной по проделанному ею проходу. Мины, оказавшиеся перед машинами взвода, уничтожаются с использованием возимого комплекта разминирования или другими способами.

Преодоление препятствий с опорой на плечи товарища, с помощью подручных средств, оказание помощи одним военнослужащим другому военнослужащему при перелезаниях через препятствия и т.д.

Перелезание с помощью применяется при преодолении препятствий выше 2,5 м (разрушенные стены, чердачные перекрытия, окна зданий, балконы, заборы, крутые склоны оврагов, обрывов и т.п.). Выбор способа перелезания зависит от обстановки, высоты и структуры препятствия снаряжения, наличия подручных средств, роста военнослужащих и т.д.

Перелезание с помощью товарища. Производится оно с опорой на бедро товарища (подхватом под голень) и с опорой на плечи.

При более высоком препятствии и без выкладки данный способ перелезания может выполняться без опоры на бедро товарища. Помощь в этом случае оказывается стоя.

Перелезание с помощью подручных средств . Для оказания помощи в данном случае используются: малая и большая саперные лопаты, жерди, палки и т.д.

Тренировка безопорных и опорных прыжков

В зависимости от структуры и размеров препятствия применяются следующие виды прыжков: безопорные и опорные .

Безопорные прыжки . Эти прыжки могут выполняться как в длину, так и в высоту. В зависимости от ширины и высоты препятствия они подразделяются на прыжки с приземлением на одну и обе ноги .

Прыжок с приземлением на одну ногу применяется при преодолении как горизонтальных препятствий шириной до 2-2,5 м (траншей, воронок, щелей, канав, рвов и т. п.), так и невысоких (0,6-0,8 м) вертикальных препятствий (разрушенные стены, проволочные заграждения, поваленные деревья, палисады и т. п.).

Техника выполнения безопорного прыжка с приземлением на одну ног у: с разбегу оттолкнуться перед препятствием одной ногой, другую ногу вынести широким махом вперед вверх, перепрыгнуть через препятствие, приземлиться на вынесенную вперёд ногу с сохранением симметричной работы рук и ног, как в обычном беге и немедленно продолжить движение.

Прыжок с приземлением на обе ноги применяется при преодолении препятствий шириной до 3-3,5 м (рвы, канавы, овраги, ручьи и т. п.).

Техника выполнения безопорного прыжка с приземлением на обе ноги : с разбегу оттолкнуться перед препятствием одной ногой, помогая взмахом обеих рук. В фазе полёта обе руки вынести вперёд вверх, толчковую ногу подтянуть к маховой ноге, а перед приземлением обе ноги согнуть в тазобедренных и коленных суставах и туловище наклонить вперёд. После приземления на обе ноги немедленно продолжить движение.

Опорные прыжки . Опорные прыжки применяются при преодолении препятствий, высота которых позволяет за счет толчка ногой вскочить на них (высотой до уровня груди) и в зависимости от способа опоры подразделяются на прыжки; с наступанием на препятствие , и с опорой на руку и ногу.

Прыжок с наступанием на препятствие , используется при преодолении препятствий высотой от 0,8 до 0,9 м (разрушенные стены, палисады, стенки, изгороди, земляные валы, поваленные деревья и т. п.).

Он выполняется после короткого и энергичного разбега.

Техника выполнения опорного прыжка с наступанием на препятствие : с разбегу оттолкнуться ногой и подавая туловище вперед, наскочить на препятствие на согнутую маховую ногу, не выпрямляясь, пронести над препятствием толчковую ногу и соскочить на неё на землю. Руки при прыжке движутся, как при обычном беге. После приземления на обе ноги немедленно продолжить движение. Оружие во время наскока подается стволом вперед вверх и вперед при приземлении.

Прыжок с опорой на руку и ногу применяется при преодолении препятствий высотой до уровня груди.

Техника выполнения опорного прыжка с опорой на руку и ногу : с разбегу оттолкнуться левой ногой и, вынося правую руку с оружием вперед, наскочить на препятствие, опираясь на него левой рукой и отведенной в сторону слегка согнутой правой ногой. Не задерживаясь на препятствии, перенести через него левую ногу и соскочить на неё на землю, подав плечи и правую руку с оружием вперед. После приземления продолжить движение.

Раздел 3. Способы преодоления базовых препятствий

Тренировочный комплекс препятствий, называемый «Тропой разведчика», включает в себя более двадцати различных элементов. В предлагаемом курсе рассмотрены шесть базовых препятствий, навыки преодоления которых позволят преодолеть большую часть препятствий «Тропы разведчика» с минимальными затратами сил и энергии в любом физическом состоянии (необходимо учитывать, что человек далеко не всегда находится в хорошей физической форме, сыт и здоров). Кроме того, систематическая отработка предлагаемых элементов содействует значительному повышению уровня специальной физической подготовленности обучаемых.

§ 7.3.1. Горизонтальное бревно

Горизонтальное бревно

Этот элемент «Тропы разведчика» предназначен для формирования навыков преодоления водных и других препятствий с помощью упавших или специально поваленных стволов деревьев, труб, балок и т.п., а также для преодоления буреломов. Кроме того, это упражнение позволяет развивать вестибулярный аппарат. Этап «Горизонтальное бревно» обустраивается следующим образом:

  • подбирается бревно длиной 7-10 м и диаметром 10-15 см;
  • бревно перебрасывается через канаву (овраг и т.п.) соответствующей глубины или крепится к двум вертикальным опорам (деревьям, столбам) на высоте 2-2,5 м;
  • над бревном на высоте 2 м натягивается основная веревка для организации страховки обучаемых.

Основные способы выхода на бревно и его преодоление представлены на фоторяде 3.1.

Способы выхода на бревно и его преодоление

Видео 3.1 Преодоление горизонтального бревна

На первом этапе отработки этого упражнения инструктор сопровождает обучаемого, пристегнутого к страховке, идущего по бревну без оружия, используя в качестве дополнительной опоры длинную ветку или палку. На втором этапе отработки упражнения обучаемые преодолевают препятствие на страховке с оружием в положении «За спину» без помощи инструктора. На третьем этапе обучаемые должны максимально быстро преодолевать бревно с оружием на изготовку, страховка – по решению инструктора.

§ 7.3.2. Вертикальная стенка

Этот элемент «Тропы разведчика» предназначен для формирования навыков преодоления различных преград, имеющих вертикальную стенку (забор, стена здания и т.п.). Для обустройства этого этапа подбирается или изготавливается из имеющихся материалов вертикальная стенка шириной 2,5 м и высотой 2,7-3,0 м.

Индивидуальный способ преодоления вертикальной стенки представлен на фоторяде 3.2 и предполагает использование вспомогательных средств.

Преодоление вертикальной стенки индивидуальным способом

Отметим, что, используя импровизированный крючок, нельзя упираться ногами в стенку - крючок используется как канат.

Видео 3.2 Преодоление вертикальной стены с крюком

Групповой способ преодоления вертикальной стенки (парой, группой), иллюстрируемый фоторядом 3.3, также предполагает использование вспомогательных средств и предъявляет довольно высокие требования к технической подготовленности участников группы. Отметим важные технические детали этого способа преодоления препятствий.

Преодоление вертикальной стенки в составе группы

Видео 3.3 Преодоление вертикальной стены двойкой

Обучаемый, имеющий больший вес, подсаживается на стенку первым, затем, закрепившись на стене, он максимально свешивает одноименные руку и ногу.

Обучаемый, находящийся внизу, захватывает своей рукой свешенную вниз руку. В тот момент, когда обучаемый, находящийся наверху, начинает подтягивать его вверх, обучаемый, находящийся внизу, делает подскок, захватывает штанину свешенной ноги под коленным сгибом и затем согнутыми коленями захватывает и сжимает голеностопный сустав свешенной ноги, минимально упираясь стопами ног в стенку.

Далее, он отпускает захват «рука-рука» и захватывает ремень обучаемого, находящегося наверху и, отпустив захват штанины под коленным сгибом, цепляется за край стены. Захват голеностопного сустава коленями сменяется захватом его стопами.

Выпрямившись, уходом вправо или влево, обучаемый, находившийся внизу, выходит на стену.

§ 7.3.3. Наклонная стенка

Этот элемент «Тропы разведчика» предназначен для формирования навыков преодоления крутых склонов, бетонных, каменных откосов, наклонных скальных стенок и т.п.

Для обустройства этого этапа подбирается или изготавливается из имеющихся материалов наклонная стенка шириной 2,5 м и высотой 4,8-5,0 м. Угол наклона стенки определяется уровнем подготовленностью обучаемых.

Индивидуальный способ преодоления наклонной стенки представлен на фоторяде 3.4 и предполагает использование вспомогательных средств.

Преодоление наклонной стенки (индивидуальный способ)

Видео 3.4 Преодоление наклонной стены с крюком

Групповой способ преодоления наклонной стенки (парой, группой) также предполагает использование вспомогательных средств и предъявляет довольно высокие требования к технической подготовленности участников группы.

Отметим важные технические детали этого действия.

Обучаемый, имеющий больший вес, подсаживается на стенку первым, затем, закрепившись на стене, он максимально свешивает обе ноги.

Обучаемый, находящийся внизу, сделав короткий разбег, в прыжке захватывает ноги закрепившегося на стене товарища.

Перебирая руками по одежде верхнего, нижний захватывает и сжимает коленями его голеностопные суставы.

Ухватившись за ремень верхнего, нижний меняет захват голеностопных суставов коленями на захват стопами.

Выпрямив ноги в коленях, нижний одной рукой захватывает край стены и уходом вправо (влево), выходит на стену.

Описанный алгоритм представлен на фоторяде 3.5.

Групповой способ преодоления наклонной стенки

Видео 3.5 Преодоление наклонной стены двойкой

§ 7.3.4. Вертикальная сеть

Этот элемент «Тропы разведчика» относительно нов и предназначен для развития специальной ловкости и силовой выносливости. Для обустройства этого этапа необходима веревочная или ленточная такелажная сеть, длиной не менее 5 м, закрепленная вертикально.

При проведении занятий на сети, инструктору необходимо страховать каждого обучаемого с помощью веревки (фоторяд 3.6).

Вертикальная сеть и способ ее преодоления

Видео 3.6 Преодоление вертикальной сети

§ 7.3.5. Горизонтальная веревка

Этот элемент «Тропы разведчика» предназначен для формирования навыков преодоления каких-либо препятствий по горизонтально или наклонно натянутой веревке.

Для обустройства этого этапа необходима основная веревка диаметром 8-10 мм, минимальным усилием на разрыв 1200-1500 кгс/см, натянутая горизонтально или наклонно на высоте 2,0-2,5 м (на первом этапе обучения) между двумя вертикальными опорами с расстоянием между ними 15-17 м.

Над основной веревкой натягивается такая же вторая веревка для обеспечения страховки обучаемых.

Это препятствие может преодолеваться как снизу веревки, так и сверху. Мы рассматриваем способ, требующий минимальной затраты сил – т.е. сверху веревки.

Перед отработкой проползания по веревке обучаемым необходимо научиться выходить на веревку из положения зависания. Сделав небольшой мах ногами, подтянувшись на руках, обучаемый забрасывает левую или правую ногу на веревку и сразу после этого переводит веревку подмышку разноименной руки. Делая обратный мах висящей ногой, разноименной рукой обучаемый «запихивает веревку под себя» и выходит на веревку сверху.

Затем обучаемым необходимо научиться лежать на веревке не теряя равновесия, то есть располагать свое максимально расслабленное тело на веревке так, чтобы она проходила от начала ключичной кости через грудину к тазовой кости.

Опорные точки описанного алгоритма приведены на фоторяде 3.7.

Переползание по горизонтальной веревке осуществляется следующим образом: двумя руками тело протаскивается по веревке, при этом согнутая в коленом суставе нога с заброшенным на веревку голеностопным суставом, опираясь на веревку, осуществляет синхронный с протягиванием тела руками толчок, помогая движению. Вторая нога свободно висит, помогая сохранять равновесие.

Выход на горизонтальную веревку

Видео 3.7 Выход на горизонтальную веревку

§ 7.3.6. Горизонтальная веревка с перилами

Этот элемент «Тропы разведчика» (фоторяд 3.8) предназначен для формирования навыков преодоления каких-либо препятствий по горизонтально или наклонно натянутой веревке, в частности, в том случае, когда необходимо переправить большое количество личного состава со значительной экономией сил и времени. Для обустройства этого этапа необходима основная веревка диаметром 8-10 мм, минимальным усилием на разрыв 1200-1500 кгс/см, натянутая горизонтально или наклонно на высоте 2,0-2,5 метра (на первом этапе обучения) между двумя вертикальными опорами с расстоянием между ними 15-17 м. Над основной веревкой, на высоте, равной росту самого маленького по росту обучаемого с вытянутыми вверх руками, натягивается такая же вторая веревка для обеспечения страховки и одновременно служащая перилами.

Способ преодоления горизонтальной веревки с перилами

Видео 3.8

Видео 3.9 Преодоление горизонтальной верёвки с перилами

Бег с преодолением препятствий используют для развития военноприкладных навыков. Это тот же равномерный бег, но включающий преодоление препятствий и дающий гораздо большую нагрузку на организм. Школьник учится преодолевать препятствия, затрачивая минимум усилий и без лишних движений. Выполняют как в зале, так и на улице.

Препятствия (количеством от 1 до 6) подбирают с таким расчетом, чтобы их можно было преодолевать быстро, не сбавляя скорости. Схемы бега в зале: а) по беговой дорожке; б) обегая как бы уложенную на полу во весь зал русскую букву «С» или латинскую «5». В качестве препятствий применяют гимнастические снаряды, различные предметы, нарисованные на полу фигуры и др. Например, две параллельные линии поперек дорожки на расстоянии 1,5-2 м друг от друга обозначают ров или канаву. Так, препятствиями могут быть:

  • 1) гимнастическая скамейка. Устанавливают ее поперек или вдоль, параллельно полу или наклонно: а) поперек - перепрыгивают с ноги на ногу, не касаясь скамейки или с опорой на нее; б) вдоль - пробегают по ней либо по иолу, оставляя скамейку между ногами;
  • 2) гимнастический козел - прыжок ноги врозь (для юношей);
  • 3) гимнастический конь поперек - преодоление с опорой на руку и разноименную ногу;
  • 4) гимнастическая перекладина с растяжками - различные варианты обегания стоек с нодлезанием иод растяжки;
  • 5) брусья - пробегание под жердями или между жердями, а также с обеганием стоек;
  • 6) гимнастический мат в ширину - прыжок в шаге;
  • 7) мини-брусья, установленные поперек, - перепрыгивание;
  • 8) нарисованные на полу и расположенные в определенном порядке точки - прыжки по точкам (рис. 4.8);

Рис. 4.8.

  • 9) гимнастические обручи, уложенные на полу, - бег или прыжки, наступая в обручи, выполнить 1-2 раза;
  • 10) мешочки с песком, уложенные в ряд на небольшом расстоянии, - бег по ним или через них;
  • 11) стойки и планка для прыжков на небольшой высоте - перепрыгивание с прямого или косого разбега; пробегание под планкой;
  • 12) натянутый резиновый бинт - используют как планку в предыдущем упражнении;
  • 13) стойки или другие предметы (стулья и т.п.) - обегание, не касаясь, зигзагом, «змейкой» и т.д.;
  • 14) тумба, куб, козел в длину и др. - запрыгивание с 6-8 шагов на препятствие высотой до 1 м (с последующим спрыгиванием, приземляясь на обе ноги и продолжая бег);
  • 15) набивные мячи, пробегая расстояние между ними в1 - 2 - 3 - 4- 5 шагов;

16) легкоатлетический барьер, опущенный на минимальную высоту, - перепрыгивание; то же (учебные барьеры до 40 см), но прыжком «в шаге», пробегая расстояние между ними в1 -2 - 3 - 4 - 5 шагов, отталкиваясь как левой, так и правой ногой;


17) то же, но пробегая расстояние до первого препятствия за 6 беговых шагов, между препятствиями (4,5-5,5 м) за 3 беговых шага. Место отталкивания обозначается ориентиром.

На улице используют естественные и искусственные препятствия, а также их обозначения. Естественные препятствия - это горки, канавы, ручьи, бревна, кусты и т.п.; искусственные - полоса препятствий и другие строения, забор, столбы и др. На улице бег с препятствиями может быть гладким и кроссовым. Гладкий бег выполняют по дорожке стадиона или другой ровной поверхности с выбеганием (отбеганием) в стороны для преодоления препятствий (одного или нескольких). Кросс - бег по пересеченной местности с преодолением встречающихся на пути препятствий.

Программой для школьников 5-9-го классов предусмотрено обучение во время бега преодолению 2-3 вертикальных и горизонтальных препятствий с опорой и без опоры на них, с приземлением на одну и на обе ноги. Невысокие препятствия, достаточно крепкие и прочные, ученики преодолевают, наступая на них или с опорой на руку и на ногу, а слабые, неустойчивые - прыжком в шаге.


Преодоление препятствий способом «наступая». Приближаясь к препятствию, ученики увеличивают скорость бега, стремясь точно попасть на удобное для отталкивания место. Первые движения напоминают атаку барьера. Затем бегун выносит активно вперед бедро маховой ноги, выводит вперед плечи, помогая отталкиванию ногой движениями руки, одноименной с толчковой ногой. Во время полета он еще больше подает вперед плечи и быстро разгибает в колене маховую ногу. Поставив эту ногу на препятствие, бегун сгибает ее в тазобедренном суставе и, наклоняясь, старается пронести как можно ниже центр массы тела. Отталкиваясь от препятствия, ученик опускает руки и быстро выносит вперед колено толчковой ноги. Приземляется на толчковую ногу и продолжает бег.

Преодоление препятствий с опорой рукой и ногой.

Этим способом можно преодолевать более высокие препятствия. Опираясь на руку и на противоположную ей маховую ногу, бегун быстро проносит над препятствием толчковую ногу и на нее же приземляется.

При обучении применяются перечисленные ниже упражнения.

  • 1. На месте. Обучение «атаке» препятствия. Ученики становятся на расстоянии 1,5 шагов от специально подготовленной стены
  • (ограды, гимнастической стенки) и воспроизводят показанные учителем движения атаки на препятствие. Вначале должна коснуться стены стопа маховой ноги, затем обе руки.
  • 2. То же, но без упора о стену.
  • 3. Имитация наступайия на препятствие.
  • 4. Преодоление препятствия наступанием.
  • 5. Преодоление препятствий перешагиванием с опорой руками.
  • 6. Преодоление низких препятствий (20-40 см) в ходьбе.
  • 7. В беге прыжки через одиночные низкие препятствия способом «согнув ноги» с приземлением на обе ноги и последующим продолжением бега.
  • 8. В беге преодоление низких препятствий (лежащее бревно, вкопанные автопокрышки и т.п.) наступанием на них одной ногой с последующим мягким спрыгиванием и переходом без остановки в бег.
  • 9. Преодоление препятствий высотой 80-100 см с опорой на одну руку и разноименную ногу.

10. Преодоление горизонтальных препятствий (ров, канава, яма) шириной до 150-170 см прыжком «в шаге». В начале обучения препятствия обозначают на дорожке ярким шнуром, затем, если есть возможность, преодолевают такие же препятствия в естественных условиях - во время кросса по пересеченной местности.

  • 11. Преодоление препятствий различными изученными способами.
  • 12. Бег с преодолением 2-3 препятствий, расположенных в 6-7 м друг от друга, с соревновательной скоростью.
  • 13. Соревнования в беге с препятствиями с применением всех изученных способов (рис. 4.9).

Рис. 4.9.

В процессе выполнения данных упражнений учитель должен тщательно работать над исправлением ошибок у школьника. Типичные ошибки: неактивный выход на препятствие, со снижением скорости; слабый маховый подъем ноги и вынос рук; слишком высокий прыжок над препятствием; медленное опускание за препятствие маховой ноги, задержка следующего шага; нечеткие шаги между препятствиями; опора одноименными рукой и ногой на препятствие (при опорном способе).

Следует разучить со школьниками и спрыгивание с препятствия, приземляясь на обе ноги. Этот способ применяют обычно в тех случаях, когда после жестко стоящего вертикального препятствия идет еще и довольно широкое горизонтальное, например канава. Здесь безопаснее приземляться не на одну, а на обе ноги.

В уроках беговой подготовки для школьников помимо преодоления препятствий на местности предусмотрено преодоление горизонтальных препятствий в условиях бега по дорожке. Анализ содержания обучения школьников показывает, что имеется реальная возможность применения упражнений барьерного бега на уроках физической культуры.

ПОРЯДОК ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОЛОСЫ ПРИПЯТСТВИЙ

с.Рузаевка

Прежде чем приступить к занятиям по преодолению препятствий, необходимо изучить меры безопасности, способы преодоления препятствий, метания гранат и выполнения специальных приемов и действий.
Применяются следующие способы преодоления препятствий: прыжки, перелезания, пролезания (подлезания) и передвижения.
На первых занятиях в процессе тренировки совершенствуются точность и быстрота выполнения приемов с постепенным усложнением условий выполнения, которое достигается:
- применением различных исходных положений (лежа, с колена, за укрытием, в траншее) перед разбегом для преодоления препятствий или перед метанием гранат;
- увеличением дистанции до препятствий и целей;
- преодолением препятствий в сочетании с ранее изученными приемами;
- изменением порядка преодоления препятствий.
На последующих занятиях основное внимание в процессе тренировки уделяется развитию общей и скоростной выносливости, которая достигается:
- многократным выполнением приемов, дающих значительную физическую нагрузку;
- выполнением приемов в комплексе с другими действиями.

Разучивание способов преодоления препятствий целесообразно начинать с прыжков. Так как действия на сооружениях представляют собой комбинации способов преодоления различных препятствий, то к обучению действиям на них необходимо приступить после того, как будут освоены основные способы передвижения и преодоления препятствий. Разучивание, как правило, осуществляется в быстром темпе по элементам или в медленном темпе в целом. Исключение составляет разучивание передвижения по проходам лабиринта, которое выполняется по разделениям. Основное внимание уделяется тренировке в этих действиях, так как в процессе ее достигается основная цель в обучении специальным приемам и действиям, то есть формируются военно-прикладные навыки, развиваются физические, психические и специальные качества. После обучения различным способам преодоления препятствий, метания гранат и специальным приемам и действиям переходят к проведению занятий в комплексном преодолении препятствий. В зависимости от задач, занятия проводятся как с оружием (ММГ АК-74), так и без него.
В основную часть занятия включаются упражнения в преодолении участков полосы препятствий с выполнением изученных приемов и действий в различном темпе, а также метание гранат на точность. Упражнения выполняются: поточным, групповым, круговым, соревновательным способами.

Пример последовательности прохождения полосы препятствий на полосе «Атака».

Линия начала полосы.
Движение начинается по команде руководителя от линии начала полосы, обозначенной линией или флажками, с высокой стойки или из положения «лежа». Оружие (ММГ АК-74) находится в положении – «за спину».

Препятствие «Ров».
Данное препятствие, имитирующее ров шириной 2,5 м, преодолевается учащимся прыжком, после чего обучаемый продолжает движение в сторону препятствия «Лабиринт».

Препятствие «Лабиринт».
Передвижение в проходах лабиринта выполняется бегом, в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося, (его экипировки) грудью вперед или боком.
ММГ АК-74 при преодолении препятствия может удерживаться двумя руками над головой или находиться в положении «за спину».

Препятствие «Забор с наклонной доской».
Преодоление забора или иного вертикального препятствия может осуществляться различными способами:
Для перелезания с опорой на руки необходимо, подбежав к препятствию, опереться на его верхний край и, оттолкнувшись ногами от земли, выйти в упор на руки, поднимая опорную ногу, опереться внутренней частью стопы на верхний край препятствия, не останавливаясь, перенести другую ногу. Оружие (ММГ АК-74) должно находиться в руке или за спиной.
Перелезание с опорой на бедро выполняется с упором на руки и навалившись на препятствие грудью (животом). Перенести тело через препятствие, спрыгнуть и продолжать движение. (При выполнении с ММГ АК-74, оружие должно находиться в руке или за спиной).
При перелезании «зацепом» необходимо с разбегу оттолкнуться одной ногой в шаге от препятствия и, опираясь другой ногой о препятствие, ухватиться за его край; подтянувшись, повиснуть боком к препятствию так, чтобы на его верхний опереться локтем; согнутую в колене ногу (внутреннюю) подать вперед; взмахом другой ноги зацепиться пяткой (голенью) за верх препятствия; подтягиваясь руками и опираясь пяткой (голенью), перевалиться через препятствие, спрыгнуть и продолжать движение. (При выполнении с ММГ АК-74, оружие должно находиться за спиной).
При перелезании силой необходимо с разбегу оттолкнуться одной ногой так же, как и при перелезании «зацепом», или оттолкнуться двумя ногами от земли и схватиться руками за верхний край препятствия; подтягиваясь на руках и помогая себе ногами, выйти в упор; далее перелезть через препятствие и спрыгнуть одним из следующих способов: с опорой на грудь, с опорой на бедро, из положения сидя, с опорой на руки и ногу. При выполнении с ММГ АК-74, оружие должно находиться за спиной.
Обучение перелезаниям осуществляется в такой последовательности: с опорой на руки, на бедро, на грудь (живот), «зацепом» и силой.
Все способы перелезания через препятствия разучиваются по разделениям или с помощью подготовительных упражнений, а затем выполняются в целом без оружия и с оружием (ММГ АК-74).
При разучивании приемов перелезания вначале отрабатывается разбег, толчок и наскакивание на препятствие с выходом в упор, затем собственно перелезание (переваливание тела) и, наконец, соскок (прыжок) в глубину и начало движения от препятствия.

Препятствие «Разрушенная лестница».
Преодоление препятствия «Разрушенная лестница» выполняется перелезанием через ступени, с обязательным касанием двумя ногами земли между ступенями. При этом применяются следующий способ преодоления препятствий:

1-ая ступень – преодолевается учащимся, выполняя опорный прыжок с переносом ног боком и приземлением на обе ноги.
2-ая ступень – преодолевается перелезанием с опорой на бедро или с опорой на руки.
3-ая ступень – оттолкнувшись двумя ногами от земли, учащийся хватается руками за верхний край препятствия и, подтягиваясь на руках или с опорой на грудь, выходит в упор, перелезает через препятствие и спрыгивает.
Под четвертой ступенью учащийся пробегает в направлении следующего препятствия. Одновременно учащийся должен взять оружие в руки. (В случае если данное препятствие преодолевалось с оружием в положении «за спину»).


Приближаясь к данному препятствию обучающийся должен снять ММГ АК-74 (если этого не было сделано перед преодолением элемента «Разрушенная лестница»). Для этого необходимо подать правую руку по ремню оружия несколько вверх и, снимая автомат с плеча, подхватить его левой рукой за спусковую скобу и ствольную коробку, затем взять автомат правой рукой за ствольную накладку и цевье дульной частью вперед.
Препятствие преодолевается пролезанием в верхний проем, головой и ногой вперед, с одновременным проносом оружия, боком. Оружие во всех случаях при пролезании должно находиться в руке или на груди. Обучение пролезаниям проводится выполнением приемов в целом в медленном темпе, затем темп ускоряется.

Позиция «Одиночный окоп для стрельбы и метания гранат».
Приблизившись к позиции, учащийся должен сделать полный шаг правой ногой вперед и немного вправо. Наклоняясь вперед, опуститься на левое колено и поставить левую руку на пол впереди себя, пальцами вправо. Затем, опираясь последовательно на бедро левой ноги и предплечье левой руки, лечь на левый бок и быстро повернуться на живот, раскинув ноги слегка в стороны носками наружу; автомат при этом положить цевьем на ладонь левой руки.
Разучивание метанию гранат начинается с упражнений, состоящих из отдельных имитационных движений: замаха и обозначения броска (без выпуска гранаты из руки). Первые 2-3 раза упражнение выполняется по разделениям. По команде «Замах, делай - РАЗ» выполняется замах, исправляются ошибки. Затем для имитации броска подается команда «Обозначить бросок, делай - ДВА».
Далее обучаемые самостоятельно повторяют упражнение с сокращением паузы на замахе и переходят к слитному выполнению упражнения. При этом внимание обращается на то, чтобы замах производился плавно по широкой амплитуде, а обозначение броска выполнялось с нарастающей быстротой и заканчивалось захлестывающим движением кисти.
Вначале выполняются три-четыре броска одновременно всеми обучаемыми по целям (площадям) на расстоянии 15-20 м по команде.
В процессе прохождения полосы препятствий обучаемые должны метнуть гранату из положения лежа по стенке (проломам) или по площадке 1x2,6 м перед стенкой (засчитывается прямое попадание); при непопадании в цель первой гранатой продолжать метание, но не более трех гранат до поражения цели.
Комплектация полосы препятствий «Атака» предусматривает возможность организации на данной позиции, помимо метания гранаты, стрельбы из пневматического оружия по переносным мишеням. Данный элемент является переносным, и в силу этого может быть ориентирован в любую сторону, в зависимости от стоящих задач, как на улице, так и внутри помещений.
Обучение метанию гранат (изготовке к стрельбе) производится в соответствии с необходимыми для этого требованиями, инструкциями и наставлениями с соблюдением требований безопасности.

В обратную сторону полоса преодолевается в следующей последовательности:

Препятствие «Стена с проломами».
Преодолевается опорным прыжком с переносом ног боком или опорным прыжком с опорой на ногу. При выполнении с ММГ АК-74, оружие находится в руке.
При прыжке с опорой на руку необходимо опереться рукой о край препятствия и, опуская ногу вниз, спрыгнуть на обе ноги с одновременным поворотом боком к препятствию. Оружие должно находиться в руке или в положении «за спину».
Прыжок с опорой на руки и ногу выполняется после выхода в упор на руки на препятствие (сооружение). Поднимая одну из ног, опереться внутренней частью стопы о верхний край препятствия, не останавливаясь, перенести над препятствием другую ногу (под опорной ногой) и соскочить, приземляясь на обе ноги.

Препятствие «Разрушенная лестница».
Приближаясь к препятствию, учащийся берет оружие в положение «за спину» и взбегает по наклонной лестнице, подав плечи вперед, опирается руками на четвертую ступень препятствия и взбегает на нее.
Поднявшись на 4-ю ступень, учащийся, не разгибаясь, сбегает последовательно по 3-й, 2-й и 1-й ступеням.
При недостаточной подготовке, сбегание по ступеням заменяется проходом по боковому брусу.

Препятствие «Разрушенный мост».
Действия на разрушенном мосту состоят из передвижения по вер¬тикальной лестнице, безопорных прыжков и прыжков в длину из положения «стоя», передвижения по балкам моста, сбегания по наклонной доске. (При выполнении с ММГ АК-74, оружие должно находиться за спиной).
Обучающийся поднимается по вертикальной лестнице, опирается обеими руками на балку разрушенного моста, и слегка наклоняясь вперед, при необходимости балансируя руками, начинает движение.
Передвижение по балкам разрушенного моста осуществляется шагом или бегом.
Сбегание по наклонной доске выполняется короткими шагами, наклонив туловище вперед, с постановкой ноги на полную ступню.
Обучение передвижению по балкам препятствия требует строгого соблюдения принципа от простого к сложному. Поэтому, вначале упражнения в передвижении выполняются на небольшой высоте и достаточно широкой опоре. После усвоения обучающимися техники передвижения по узкой опоре и выработки уверенности в действиях на высоте нужно выполнять упражнения в скоростном передвижении вначале без оружия, а затем с оружием.

Препятствие «Ров».
Завершается прохождение полосы прыжком через двухметровую часть препятствия «Ров» и возвращением учащегося на линию старта.


Преодоление препятствий

158. Занятия по преодолению препятствий направлены на формирование и совершенствование навыков в преодолении искусственных и естественных препятствий, выполнение специальных приемов и действий, метание гранат на точность, развитие быстроты, выносливости, совершенствование навыков в коллективных действиях на фоне больших физических нагрузок, воспитание уверенности в своих силах, смелости и решительности.
159. Занятия по преодолению препятствий проводятся на местности, с отдельными естественными (искусственными) препятствиями, или на специально построенных полосах препятствий в военной форме одежды.
160. В содержание занятий включаются:
преодоление горизонтальных и вертикальных препятствий индивидуально и в составе подразделений;
специальные приемы и действия на сооружениях, макетах боевой техники, с грузом индивидуально и в составе подразделений;
метание гранат на точность;
контрольные упражнения на полосах препятствий.
161. В раздел «Преодоление препятствий» включаются следующие упражнения.

Упражнение 32. Общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий.
Выполняется в военной форме одежды без оружия. Дистанция - 400 м. Исходное положение - стоя в траншее; метнуть гранату массой 600 г из траншеи на 20 м по стенке (проломам) или по площадке 1 х 2,6 м перед стенкой (засчитывается прямое попадание); при непопадании в цель первой гранатой продолжать метание, но не более трех гранат до поражения цели (в случае непопадания гранатой в цель от количества баллов, полученных за упражнение, отнимается десять баллов); выскочить из траншеи, пробежать 100 м по дорожке по направлению к линии начала полосы; обежать флажок и перепрыгнуть ров шириной 2,5 м; пробежать по проходам лабиринта; перелезть через забор, влезть по вертикальной лестнице на второй (изогнутый) отрезок разрушенного моста; пробежать по балкам, перепрыгнув через разрыв, и соскочить на землю из положения стоя с конца последнего отрезка балки; преодолеть три ступени разрушенной лестницы с обязательным касанием двумя ногами земли между ступенями, пробежать под четвертой ступенью; пролезть в пролом стенки; соскочить в траншею, пройти по ходу сообщения; выскочить из колодца; прыжком преодолеть стенку; взбежать по наклонной лестнице на четвертую ступень и сбежать по ступеням разрушенной лестницы; влезть по вертикальной лестнице на балку разрушенного моста, пробежать по балкам, перепрыгивая через разрывы, и сбежать по наклонной доске; перепрыгнуть ров шириной 2 м; пробежать 20 м и, обежав флажок, пробежать в обратном направлении 100 м по дорожке.

Упражнение 33. Специальное контрольное упражнение (СКУ) для военнослужащих подразделений и воинских частей Сухопутных войск (кроме танковых, зенитных ракетных, инженерных и самоходных артиллерийских воинских частей, танковых подразделений мотострелковых воинских частей), морской пехоты Военно-Морского Флота, курсантов военно-учебных заведений, готовящих специалистов для этих воинских частей.
Выполняется в военной форме одежды с личным оружием (автомат с пристегнутым магазином, сумка для магазинов с одним магазином) и противогазом. Дистанция - 400 м. Исходное положение - стоя у бокового борта макета бронетранспортера (оружие в руке, противогаз в сумке); влезть в макет бронетранспортера через боковой борт, соскочить с противоположного борта, пробежать 200 м по дорожке по направлению к первой траншее; обежать флажок, соскочить в траншею и надеть противогаз; выскочить из траншеи и преодолеть овраг по бревну, пройти по нему до конца и соскочить на землю; преодолеть завал; соскочить в ров, взять с заднего бруствера ящик массой 40 кг и перенести его на передний бруствер, затем - снова на задний; снять противогаз и уложить его в сумку, выскочить изо рва; пробежать по проходам лабиринта; взбежать по наклонной доске на забор, перейти на балку, пробежать по ней, перепрыгивая через разрывы, и соскочить на землю из положения стоя с конца последнего отрезка балки; преодолеть разрушенную лестницу прыжками, наступая на каждую ступень, и соскочить с последней ступени на землю; преодолеть стенку; соскочить в колодец, пробежать по ходу сообщения до траншеи, метнуть гранату массой 600 г на 15 м по щиту размером 2x1 м, при непопадании в цель первой гранатой продолжать метание (но не более трех гранат) до поражения цели (в случае непопадания гранатой в цель от количества баллов, полученных за упражнение, отнимается десять баллов); выскочить из траншеи и преодолеть палисадник; влезть в нижнее окно фасада дома, с него - в верхнее окно, перейти на балку, пройти по ней, соскочить на первую площадку, с нее - на вторую, спрыгнуть на землю; перепрыгнуть через траншею.

Упражнение 34. Специальное контрольное упражнение (СКУ) для военнослужащих танковых, зенитно-ракетных, ракетных, инженерных и самоходных артиллерийских воинских частей, танковых подразделений мотострелковых воинских частей, курсантов военно-учебных заведений, готовящих специалистов для этих воинских частей.
Выполняется в военной форме одежды с противогазом. Дистанция - 400 м. Исходное положение - стоя во рву; выскочить изо рва и пробежать 60 м по дорожке по направлению к первой траншее; обежать флажок и в обратном направлении перепрыгнуть траншею; добежать до горки с грузом, поднять с земли ящик массой 40 кг на нижнюю полку, затем на среднюю и в обратном порядке опустить на землю; влезть в люк механика-водителя, метнуть из верхнего люка гранату массой 600 г на 13 м по кругу диаметром 2 м, при непопадании в цель первой гранатой продолжать метание (но не более трех гранат) до поражения цели (в случае непопадания гранатой в цель от количества баллов, полученных за упражнение, отнимается десять баллов); вылезти через запасный люк; соскочить в ров, взять с заднего бруствера ящик массой 40 кг, перенести на передний бруствер, затем снова на задний и выскочить из рва: пробежать по проходам лабиринта и перелезть через забор; преодолеть четыре ступени разрушенной лестницы с обязательным касанием двумя ногами земли между ступенями и пробежать под четвертой; преодолеть стенку и соскочить в траншею, пройти по ходу сообщения и выскочить из колодца; пролезть в пролом стенки; взбежать по наклонной лестнице на четвертую ступень, соскочить с нее на землю и преодолеть три ступени с обязательным касанием двумя ногами земли между ступенями; влезть по вертикальной лестнице на балку, пробежать по ней, перепрыгивая через разрывы, и сбежать по наклонной доске; перепрыгнуть ров шириной 2 м, пробежать 60 м, перепрыгнуть первую траншею, обежать флажок, перепрыгнуть траншею, пробежать 60 м и соскочить в ров.

Упражнение 35. Специальное контрольное упражнение (СКУ) для военнослужащих Воздушно-десантных войск.
Выполняется в военной форме одежды с личным оружием (автомат с пристегнутым магазином, сумка для магазинов с одним магазином) и противогазом. Дистанция - 400 м. Исходное положение - стоя у линии старта с оружием в руке; пробежать по дорожке 200 м до линии начала полосы, обежать флажок; проползти по-пластунски под проволокой и преодолеть завал: вскочить на кормовую часть макета боевой машины, влезть в кормовой люк; метнуть из люка наводчика-оператора гранату массой 600 г по рву (засчитывается прямое попадание), при непопадании в ров первой гранатой продолжать метание (но не более трех гранат) до поражения цели (в случае непопадания гранатой в цель от количества баллов, полученных за упражнение, отнимается десять баллов); вылезти через люк механика-водителя; перепрыгнуть ров шириной 2,5 м и пробежать по проходам лабиринта; взбежать по наклонной доске на забор, пробежать по балкам, перепрыгивая через разрывы, и соскочить на землю из положения стоя с конца последнего отрезка балки; преодолеть разрушенную лестницу прыжками, наступая на каждую ступень, и соскочить с последней ступени на землю; преодолеть стенку; соскочить в колодец, взять ящик массой 24 кг, пробежать с ним по ходу сообщения до траншеи, положить ящик на бруствер; выскочить из траншеи и преодолеть палисадник; влезть в нижнее окно фасада дома, с него - в верхнее окно, перейти на балку, пройти по ней, соскочить на первую площадку, с нее - на вторую, спрыгнуть на землю; преодолеть ров по качающемуся трапу.

Упражнение 36. Специальное контрольное упражнение (СКУ) для военнослужащих надводных кораблей и подводных лодок, курсантов военно-учебных заведений (учебных воинских частей), готовящих специалистов для этих воинских частей.
Выполняется в военной форме одежды с противогазом. Дистанция - 360 м. Исходное положение - стоя перед линией начала полосы; пробежать 120 м вдоль полосы, обежать флажок, добежать до стойки с грузом, снять конец с утки и опустить на землю; поднять груз, выбирая конец, и надежно закрепить его за утку; влезть по ближнему штормтрапу на выстрел, наступая на балясины, пробежать по выстрелу до дальнего шкентеля с мусингами и опуститься по нему на землю (спрыгивать не разрешается); пролезть в горловину и пробежать по качающейся доске (в случае падения повторить); подняться по вертикальному трапу, отдраить крышку; пролезть через люк и спуститься по наклонном) трапу; взять груз массой 24 кг, пробежать с ним до первой стойки, обежать кругом последовательно первую, вторую, третью и четвертую стойки, возвратиться к наклонному трапу и положить груз на землю; подняться по наклонному трапу, пролезть через люк, задраить крышку и спуститься по вертикальному трапу, наступая на ступени, пробежать по качающейся доске (в случае падения повторить) и пролезть в горловину; влезть по ближнему штормтрапу на выстрел, наступая на балясины, пробежать по выстрелу до дальнего шкентеля с мусингами и опуститься по нему на землю (спрыгивать не разрешается): пробежать до линии начала полосы, обежать флажок: пробежать 120 м.

Упражнение 37. Специальное контрольное упражнение (СКУ) для военнослужащих воинских частей и подразделений, предназначенных для действий в горах.
Выполняется в военной форме одежды с личным оружием (автомат с пристегнутым магазином, сумка для магазинов с одним магазином). Дистанция - 100 м. Исходное положение - изготовка для стрельбы лежа перед линией начала полосы; пробежать до первой вышки канатного перехода; по вертикальной лестнице влезть на террасу, выбрать веревку с грузом массой 24 кг до упора в перила и, не бросая, опустить на землю; пройти по нижнему тросу до второй вышки, перелезть на веревку и спуститься по ней; взбежать по наклонной доске на тропу, пробежать по ней, наступая на каждый отрезок, и с последнего отрезка соскочить на землю; пролезть через ограничительный проход и влезть на второй участок тропы, наступая на каждый отрезок, пробежать по нему; пролезть по веревочному мосту на металлическую конструкцию: пройти по горизонтальной лестнице до конца, преодолеть в висе на руках горизонтальную лестницу в обратном направлении до последней перекладины и спрыгнуть на землю; пройти по качающемуся бревну; подняться по наклонной стене горки до нижнего карниза (разрешается использовать веревку), влезть на него, подняться на террасу и с колена метнуть гранату массой 600 г в цель - круг диаметром 3 м (засчитывается прямое попадание); при непопадании в цель первой гранатой продолжать метание (но не более трех гранат) до поражения цели (в случае непопадания гранатой в цель от количества баллов, полученных за упражнение, отнимается десять баллов); спуститься по вертикальной стенке с треугольными вырезами, используя три точки опоры; прыжками преодолеть сухое русло реки по выступающим камням (при срыве с одного из них вернуться и продолжать бег с него); пересечь линию финиша.

Упражнение 38. Преодоление единой полосы препятствий в составе подразделения.
Выполняется в составе подразделений в военной форме одежды с личным оружием (автомат с пристегнутым магазином, сумка для магазинов с одним магазином) и противогазом. Дистанция - 400 м. Исходное положение - стоя перед траншеей, оружие в руке; перепрыгнуть через траншею и пробежать 100 м по дорожке по направлению к линии начала полосы, обогнуть флажок, взять ящики массой 24 кг (количество ящиков - на один меньше числа военнослужащих); соскочить в ров, пробежать по дну и выскочить из него; преодолеть лабиринт под поперечными балками, перелезть через забор; влезть по вертикальной лестнице на второй (изогнутый) отрезок разрушенного моста, пробежать по балкам, перепрыгнув через разрыв, и соскочить на землю с конца последнего отрезка балки; преодолеть три ступени разрушенной лестницы с обязательным касанием двумя ногами земли между ступенями; под четвертой пробежать, пролезть в пролом стенки, соскочить в траншею и пройти по ходу сообщения до колодца; выскочить из колодца и перелезть через стенку, пробежать под четвертой и третьей ступенями лестницы, преодолеть вторую и первую ступени с обязательным касанием двумя ногами земли между ступенями; перелезть через забор; соскочить в ров, пробежать по дну и выскочить из него, пробежать 20 м, положить ящики и обогнуть флажок, пробежать 100 м по дорожке в обратном направлении.

Упражнение 39. Бег с преодолением полосы препятствий в составе подразделения.
Выполняется в составе экипажа, расчета, отделения, взвода в военной форме одежды с личным оружием (автомат с пристегнутым магазином, сумка для магазинов с одним магазином) и противогазом. При выполнении упражнения разрешается взаимопомощь без передачи оружия, противогаза и других предметов экипировки. Время определяется по последнему военнослужащему. Дистанция - 1100 и 3100 м.
Пробежать 1 или 3 км. Преодолеть полосу препятствий: преодолеть ров; пробежать по проходам лабиринта; перелезть через забор; преодолеть разрушенную лестницу, наступая на три ступени; соскочить на землю, под четвертой ступенью пробежать; преодолеть стенку; перепрыгнуть через траншею.

162. Предупреждение травматизма на занятиях по преодолению препятствий, обеспечивается:
вскапыванием и засыпанием опилками (песком) мест приземления при прыжках с высоких препятствий;
увеличением интервалов и дистанций при проведении занятий с оружием, а также в темное время суток;
очисткой ото льда и снега препятствий, мест отталкивания и приземления;
строгим соблюдением правил применения имитационных средств.

В ходе выполнения поставленных задач на боевых машинах приходится преодолевать как естественные препятствия (реки, болота, крутые подъемы и спуски, овраги, густой лес, гряды камней и т. п.), так и искусственные заграждения (противотанковые рвы, воронки, уступы на спусках и подъемах, надолбы, завалы и т. п.). Наиболее сложные препятствия преодолеваются, как правило, после проведения работ по устройству проходов, разрушению крутостей или с использованием средств, повышающих проходимость машин (колейные мосты, фашины и др.).

При преодолении препятствий необходимо соблюдать следующие общие правила:

к препятствиям следует подходить на максимально возможной скорости, используя скрытые подступы и естественные маски;

при подходе к препятствию командир машины должен определить наиболее надежный способ его преодоления, подать команду снизить скорость и перейти на ту передачу, которая обеспечит быстрое, без остановок и повреждения машины преодоление препятствия;

направлять машину к препятствию следует под прямым углом к препятствию, и преодолевать его без переключения передач, остановок и по возможности без поворотов;

отходить от препятствия нужно быстро; если позволяют условия, то разогнать машину и перейти на высшую передачу.

Валики и выбоины являются самыми распространенными препятствиями на военных дорогах. Направляя машину к валику, следует выбирать участок его с меньшей высотой и крутизной, с более твердым грунтом. Подходить к нему под прямым углом, не снижая скорости. С выходом машины на гребень валика нужно уменьшить подачу топлива, а как только она начнет переваливать через гребень, отпустить педаль подачи топлива. Перевалив через гребень, в момент, когда передняя часть машины коснется земли, нужно быстро включить повышенную передачу и, увеличивая подачу топлива, быстро отойти от препятствия.

Уступы и вертикальные стенки могут преодолеваться с ходу, если их высота соответствует проходимости машины. Въезд на них возможен, если высота стенки не превышает высоты зацепа (для гусеничной машины) или 1/3 диаметра колеса (для колесной машины). Съезд с уступа возможен, если высота стенки не превышает 1/3 длины гусеничной или многоосной колесной машины. Уступы и вертикальные стенки большой высоты преодолеваются с помощью колейных мостов, бревен, фашин или после разрушения их крутостей. Плавность опускания носовой и кормовой частей достигается торможением машины двигателем и тормозами.

Окопы, траншеи, рвы и другие препятствия этого типа, ширина которых не превышает 0,3 длины корпуса гусеничной или многоосной колесной машины, преодолеваются под прямым углом со скоростью, допустимой условиями местности. Препятствия этого типа шириной 0,3–0,4 длины корпуса машины могут преодолеваться на низших передачах с использованием силы инерции. При этом в момент прохождения центра тяжести машины передней стенки рва надо резко увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя. Кроме того, для преодоления широких рвов на многоосных колесных машинах надо снизить давление воздуха в шинах до 0,15 МПа и включить все мосты.

Эскарпы, контрэскарпы и противотанковые рвы преодолеваются после разрушения крутостей, по проделанным проходам или по колейным мостам.

Воронки , встречающиеся на маршруте движения, как правило, обходятся. При невозможности обхода воронки командир должен определить ее диаметр и выбрать способ преодоления. Воронка, диаметр которой не превышает ширины колеи машины, пропускается между гусеницами (колесами). Воронки больших размеров, если по ним возможно движение, преодолеваются, как и противотанковые рвы, по проходу.

ВОЖДЕНИЕ В КОЛОННЕ

Успешное вождение машин в колонне и совершение маршей на большие расстояния во многом зависят от подготовки экипажей и командиров машин.

Перед маршем командир машины обязан:

организовать подготовку машины к маршу так, чтобы обеспечить безопасность движения днем и ночью и исключить вынужденные остановки по техническим причинам;

ознакомиться с маршрутом движения и его особенностями по картам или схемам;

изучить правила и порядок преодоления труднопроходимых и опасных участков пути;

изучить сигналы управления.

Движение в колонне должно начинаться одновременно всеми машинами. Установленные дистанции между машинами принимаются на ходу. По условиям безопасности размеры дистанции в метрах должны быть не менее численного значения скорости движения боевой машины. Например, при скорости движения 30 км/ч дистанция должна быть 30 м.

Управление на марше осуществляется флажками и световыми средствами. Команды, подаваемые командирами подразделений, должны дублироваться всеми командирами машин.

При движении машин в колонне требуется строго соблюдать дисциплину марша:

вести машину с заданной скоростью и на установленных дистанциях, выдерживая свое место в колонне;

двигаться только по правой стороне дороги, не мешая встречному движению и не препятствуя обгону;

при движении по проселочным дорогам с глубокой колеей выбирать направление так, чтобы гусеницы (колеса) не попадали в колею;

следить за подаваемыми командами, сигналами регулировщиков, знаками регулирования дорожного движения и точно их выполнять;

соблюдать светомаскировку в ночных условиях;

внимательно следить за дорогой, обстановкой на маршруте и за движением впереди идущей машины;

объезжать остановившиеся машины только слева и при отсутствии встречного транспорта;

выходить из машины при остановках на дороге только на правую сторону.

При вынужденной остановке необходимо съехать с дороги, чтобы обеспечить беспрепятственный объезд другой технике, и при необходимости подать сигнал «Авария».

Если машина остановилась на проезжей части дороги, то экипаж следующей за ней машины должен отбуксировать ее с дороги. На первой же остановке колонны экипаж, заметивший сигнал аварийной машины, докладывает командиру подразделения, в каком месте и какая машина сделала вынужденную остановку.

После устранения неисправности машина должна продолжать движение. Занимать свое место в колонне можно только на привалах с разрешения начальника колонны.

При движении командир машины должен организовать ведение всеми членами экипажа воздушного и наземного наблюдения в заданных секторах.

В ходе марша командир машины для предупреждения дорожных происшествий должен систематически проверять бдительность водителя, помогать ему в оценке дорожной ситуации.

На остановках и привалах командир должен организовать обслуживание машины и устранение выявленных недостатков, по возможности освобождая водителя от тяжелого физического труда.

ВОЖДЕНИЕ В БОЮ

Боевые действия проводятся, как правило, на пересеченной местности, вне дорог. Тактически грамотное вождение машины в таких условиях заключается в правильном использовании рельефа местности и местных предметов для движения с максимально допустимой скоростью и уменьшения уязвимости машины от огня противника. Умелые действия на пересеченной местности обеспечиваются непрерывным наблюдением, правильным и быстрым ориентированием.

При движении машины по пересеченной местности вне дорог командир машины должен руководствоваться следующими правилами вождения:

по ровной местности с твердым грунтом, вести машину на возможно высшей передаче;

участки местности с рыхлым грунтом преодолевать по заранее выбранному направлению, не переключая передач, и без крутых поворотов, короткие участки преодолевать с разгона, используя инерцию машины;

избегать крутых подъемов, спусков и косогоров, при движении по скользкому грунту не допускать заноса или юза машины;

по вспаханному полю по возможности двигаться вдоль борозд или под острым углом к ним;

на песчаных влажных участках двигаться по следу машины, идущей впереди; на сухом песке избегать колеи, не переключать передачи, не допускать остановок и поворотов.

При преодолении трудно проходимых участков пути на колесных машинах необходимо снижать давление в шинах, включать передние мосты, а в особо тяжелых условиях и понижающую передачу в раздаточных коробках. Движение с пониженным давлением в шинах должно осуществляться на небольших скоростях.

Вождение вне дорог в зимних условиях имеет следующие особенности: увеличивается сопротивление движению в глубоком снегу; понижается сцепление гусениц и колес с грунтом; при движении возможны буксования и заносы; трудно определить характер препятствий под снегом; блеск снега в ясную погоду быстро утомляет зрение.

Предельная глубина снежного покрова, преодолеваемого гусеничной машиной, зависит от плотности снега. Колесные машины могут двигаться по снежной целине глубиною 0,25– 0,3 м без снижения давления в шинах, при большей глубине давление в шинах нужно снижать до 0,075–0,15 МПа.

Двигаться по снежной целине нужно прямолинейно, без крутых поворотов, остановок и резкого изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя. Переключение передач и повороты производить на участках с неглубоким снежным покровом. В случае буксования подать машину назад и снова повторить движение вперед.

При выполнении боевой задачи в составе подразделения командир машины должен:

вести машину строго в заданном направлении по указанным ориентирам, при необходимости самостоятельно выбирать вспомогательные ориентиры;

четко и быстро выполнять команды при перестроениях и совершении маневра;

выдерживать установленные интервалы и дистанции, наблюдать за местностью и движением соседних машин, за сигналами командира;

маневрировать, используя складки местности и скрытые подступы для занятия наиболее выгодных и удобных позиций для ведения огня;

своевременно обнаруживать препятствия и заграждения и правильно выбирать способы преодоления или обхода их.



 
Статьи по теме:
Ничья вещь. Шон Тан. Ничья вещь Книги Шона Тана, переведенные на русский язык
«Полагаю, вы хотите узнать, о чём эта книга, просто прочитав обложку? Понимаю – времени у всех не хватает, дел невпроворот и у большинства из нас наверняка полно занятий поважнее, чем рассматривать книжку с картинками про гигантскую красную вещь, потерянн
Искусственный интеллект (ИИ)Artificial intelligence (AI)
Тест Тьюринга, предложенный Аланом Тьюрингом , был разработан в качестве удовлетворительного функционального определения интеллекта. Тьюринг решил, что нет смысла разрабатывать обширный список требований, необходимых для создания искусственного интеллекта
По характеру хранимой информации
База данных Например: Фактографические тах, представленные в строго определенном формате. Документальные ) Хранилище информации процедура ввода поиск – процесс обработки запроса; обработка выдача информации
Определение понятия, где применяется и откуда пошло слово Квинтэссенция значение слова
Большинство слов, используемых нами в повседневной жизни, имеют определенные значения. Но встречаются и такие термины, смысл которых однозначно объяснить невозможно. Попробуем объяснить, что такое квинтэссенция. Данное слово часто мелькает во всевозможных