Как нарисовать национальный костюм узбеков. Узбекская национальная кухня. Древние узбекские наряды

Узбекский национальный костюм - созданный в древние времена и используемый до наших дней, отражает национальную специфику узбекского народа , тесно связан с его культурой и историей. Имеет характерные для каждого региона отличия и особенности.

Развиваясь о общем русле одежды оседлых народов Мавераннахра , в то же время имеет многие самобытные и неповторимые черты. Так например, всемирной славой пользуется искусство золотого шитья, к началу нашей эры относят археологи следы золотого шитья, найденные на раскопках в Ташкентской области. Согласно преданиям золотое шитьё знали в Согдиане ещё до появления шелка. Но особенно широкое распространение получило оно в XIX - начале XX веков.

Узбекский национальный костюм отражает художественные особенности, архаичные черты народных промыслов, этнографические и региональные формы развития одежды.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Народы мира, национальные костюмы.Презентация для детей

    ✪ Китайский костюм периода Цинь.

Субтитры

Мужская одежда

Повседневной мужской одеждой была традиционная рубаха, которая первоначально имела длину ниже колен, а позднее её укоротили до середины бедер. Ворот рубахи был двух фасонов. В первом случае к длинному вертикальному разрезу пришивали воротник. У рубах другого фасона разрез был горизонтальный, от плеча к плечу. У жителей Ташкентской и Ферганской областей была распространена мужская распашная рубаха - яхтак. Её шили из хлопчатобумажной ткани и носили и молодые, и пожилые. Края ворота иногда обшивали тесьмой - джияк. Духовные лица и узбекская аристократия носили рубаху только с горизонтальным воротом. Реликтовым явлением в начале XX в. были узбекские стеганые на вате рубахи - гуппича, которые носили только дети и старики. Гуппи на староузбекском языке означает «доспех», что породило у исследователей версию о генетической связи стеганых рубах с защитным вооружением.

Штаны - иштон. Глухие, без карманов, пуговиц и прорезей, широкие вверху, они книзу сужались и доходили до щиколоток.

Верхняя одежда

  • Халат - мужской халат, отличается одинаковым покроем для любого возраста, что свидетельствует об его архаичности. Халаты, в зависимости от времени года шились без подкладки, с тонкой подкладкой и теплые на вате. На полах с обеих сторон делали вертикальные разрезы для увеличения шага. Воротник, полы, подол и края рукавов обшивали узкой плетеной тесьмой или полоской материи, на груди пришивали две завязки. Высшую форму городского ремесла составляло золотое шитье, украшавшее одежду эмира и знати.

Головные уборы

  • Чалма - в целом воспринимаемая как атрибут мусульманской культуры, разнилась по размеру, цвету, манере повязывания. Большую белую чалму носили духовные лица, ремесленники - небольшую чалму серого или синеватого цветов, крестьяне - повязку из цветных платков. Чалма была главным головным убором узбеков. Хорезмийцы предпочитают в качестве головного убора шапки-папахи из овчины разных цветов.
  • Папаха - головной убор хорезмийских узбеков. Хорезмийцы предпочитают в качестве головного убора шапки - папахи из овчины разных цветов.
  • Тюбетейка - традиционный узбекский головной убор. В различных регионах имеют множество вариаций. Узбекское название этих шапочек - «дуппи» или «калпок». Особенно к XIX веку тюбетейки как головной убор получили повсеместное распространение и определилось разнообразие их форм - островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные тюбетейки, словом, любого вида, какой только подскажет местный обычай. Самая распространенная мужская чустская тюбетейка из Ферганской долины имеет строгий, скромный и в то же время очень декоративный вид. Для неё характерна вышивка белыми нитями орнамента в виде стручков перца «калампир» на чёрном фоне, а по кромке в ряд расположены шестнадцать узорных арочек. Чаще всего для мужских тюбетеек выбирали чёрный сатин или бархат. Всего насчитывается, включая ферганские чустские мужские тюбетейки, шесть исторически сложившихся региональных групп головных уборов - ташкентская, самаркандская, бухарская, кашкадарьинская, сурхандарьинсая и хорезмская. В каждом районе сложился свой стиль, передаваемый из поколения в поколение

Обувь

Население равнинных оазисов носило мягкие сапоги вместе с кожаными туфлями без задника. Узбекская знать во время конных выездов надевала парадные сапоги из зеленой шагрени, изящный каблук которых был скошен к середине подошвы, позволяя всаднику особенно ловко держаться в стременах.

Галерея

Мирза Абдулхак и Рустом–бег, узбеки рода катаган. На переговорах в г, Афганистан . Узбеки Ходжента в традиционных одеяниях, Ферганская долина , приблизительно - гг. Узбеки Хивы , Хорезмский оазис , Северо-Северо-Западный Узбекистан , г. Узбек на фестивале шелка и специй в Бухаре .

Женская одежда

Танцевальная одежда Женская одежда состояла из халата, платья, шаровар, платка или паранджи , тюбетейки, туфель. Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра.

Верхняя одежда

  • Женский халат - ворот женского халата довольно открытый и широкий, борта его почти не сходятся. Рукава короче, но свободнее, чем в мужских халатах. Среди женщин Бухарского и Самаркандского оазисов были распространены легкие длинные распашные халаты румча, слегка прилегающие по талии. Специфической верхней женской одеждой был халат мурсак. Это распашная в форме туники одежда без воротника, которую шили так, чтобы полы при ношении заходили друг за друга. Мурсаки делали длинными, до земли, на подкладке, а чаще стеганными на вате. Ворот, полы и низ рукавов обшивали тканой тесьмой.
  • Камзол - во второй половине XIX века среди верхней одежды появился камзол или камзур. Это слегка прилегающий в талии халат с короткими и узкими рукавами, с вырезной проймой и отложным воротником. В это же время стали появляться короткие безрукавки типа жилеток нимча.

Головные уборы

  • Платок - голову узбекские женщины закрывали платком. Часто головной убор состоял из двух платков, один из которых набрасывали на голову, а второй, сложенный по диагонали, надевали в виде налобной повязки. В XIX столетии женщины надевали платок с выходом для лица, на лоб повязывали небольшой платок - пешона румол. () Пожилой узбек (центральный Узбекистан) Фестиваль шелка и специй (Бухара)

Изобретение понятия «узбеки»
До национально-государственного размежевания советской Средней Азии такого народа как узбеки не существовало. Осёдлое население, обитавшие на этой территории, назывались собирательным термином «сарт», что по-персидски означает «торгаш». Слово «сарт» встречалось ещё у Плано Карпини в XIII веке. Однако понятие «сарт» было не столько этническим, сколько отражавшим хозяйственно-культурный тип осёдлого населения Средней Азии. Сарты называли себя по наименованию местности, где они проживали: ташкентцы, кокандцы, хивинцы бухарцы, самаркандцы…

Помимо сартов, территорию будущего Узбекистана населяли многочисленны кочевые тюркские племена, такие как минг, юз, кырк, джалаир, сарай, конгурат, алчин, аргун, найман, кыпчак, калмак, чакмак, кыргыз, кырлык, тюрк, туркмен, байаут, бурлан, шымырчик, кабаша, нуджин, килечи, килекеш, бурят, убрят, кыят, хытай, канглы, урйуз, джуналахи, куджи, кучи, утарчи, пуладчи, джыйыт, джуйут, джулджут, турмаут, уймаут, арлат, кереит, онгут, тангут, мангут, джалаут, мамасит, меркит, буркут, кият, куралаш, оглен, кары, араб, илачи, джубурган, кышлык, гирей, дурман, табын, тама, рамадан, уйшун, бадай, хафиз, уйурджи, джурат, татар, юрга, баташ, баташ, каучин, тубай, тилау, кардари, санхиян, кыргын, ширин, оглан, чимбай, чаркас, уйгур, анмар, ябу, таргыл, тургак, турган, теит, кохат, фахыр, куджалык, шуран, дераджат, кимат, шуджа-ат, авган – всего 93 рода и племени. Самыми же могущественными племенами были дурманы, найманы, кунраты и, конечно же, мангыты.


Среднестатистический узбек


Среднестатистическая узбечка
К числу мангытов принадлежала и мирская династия в Бухарском эмирате, сменившая в 1756 году династию Аштарханидов – бывших астраханских ханов и правившая вплоть до взятия Бухары Красной армией в 1920 году. Ещё одним могущественным племенем были минги, образовавшие в 1709 году правящую династию Кокандского ханства.


Сын последнего бухарского эмира майор РККА Шахмурад Олимов


Последний бухарский эмир Алим-хан из рода мангытов
Поскольку вопрос о том, какие народы проживают в советском Туркестане, не имел однозначного ответа, была создана специальная Комиссия по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран. Подводя итоги своей работы в течение 1922-1924 годов, Комиссия пошла на явный подлог, выдав представителей разных племен и родов тюрко-монгольского происхождения за исторически несуществующих этнических узбеков. Узбеками Комиссией были назначены и хивинские каракалпаки, и ферганские кипчаки, и самаркандские и ферганские тюрки.


Поначалу Узбекистан был таким же территориальным понятием, как Дагестан, где проживает более 40 народностей, но за несколько десятилетий народам Центрального Туркестана удалось вдолбить, что они являются узбекской нацией.

В 1924 году в качестве названия населению средней части Средней Азии дали собирательное имя узбеков в честь Узбек-хана, стоявшего во главе Золотой орды в 1313-41 годах и ревностно распространявшего мусульманство среди подвластных ему тюркских племен. Именно правление Узбека считается отправной точкой нынешней узбекской историографии, а некоторые учёные, такие как академик Рустам Абдуллаев (не путать с известным московским проктологом), называют Золотую Орду Узбекистаном.


Бухарский зиндан
До национально-государственного размежевания территория Узбекистана входила в состав Туркестанской АССР в состав РСФСР, Бухарской Народной Советской Республики, образованной вместо Бухарского эмирата в результате Бухарской операции РККА, и Хорезмской Народной Советской Республики (с октября 1923 – Хорезмская Советская Социалистическая Республика), образованной вместо Хивинского ханства в результате Хивинской революции.

Узбекские обычаи
Городские узбеки - вполне себе нормальные люди. Они в большинстве своём знают русский язык, вежливы и образованы.Однако в Россию едут не представители узбекской интеллигенции, а жители мелких городков и сельской местности, обладающие совершенно иным менталитетом и соблюдающие свои патриархальные традиции.

Примечательно, что даже в XXI веке сельские узбеки сохранили обычай, согласно которому спутника(цу) жизни одинокому чаду находят родители, личные предпочтения строго второстепенны. И, поскольку один из негласных законов у узбеков - подчиняться и чтить родителей, сынок или дочка вынуждены безропотно соглашаться.

За невест в большинстве регионов Узбекистана до сих пор платят калым. По местным понятиям это компенсация семье девушки за её воспитание и за потерю рабочих рук. Часто деньги, которые семья жениха передает семье девушки во время свадьбы, обеспечивают жизнь младших братьев и сестер невесты. Если же за долголетнее махание в России метлой скопить на калым не удалось, невесту просто воруют. Милиция Узбекистана занимается возвратом невесты лишь в том случае, если родители хорошо заплатят. Но крадут узбеки невест и в других странах. Так, в Ошской области Киргизии, где живёт много узбеков, недавно прошла широкомасштабная акция против практики кражи невест. Активисты тогда выступили с информацией, что ежегодно в Кыргызстане свыше десяти тысяч девушек вынуждено вступают в брак, половина таких браков впоследствии распадается, были случаи суицида похищенных девушек. В результате кража невест в Киргизии теперь приравнена к похищению человека, и за это преступление предусматривается наказание в виде лишения свободы сроком от 5 до 10 лет. Часто за кражу невесты выдают случаи обыкновенного изнасилования, а иногда за возврат невесты домой женихи требуют выкуп.

Другой укоренившейся узбекской традицией остаётся педофилия. Сексуальная эксплуатация мальчиков по-узбекски называется бача-бозлик Бача бази (по-персидски – игра с «телятами»), а сами эти мальчики называются бача.

До присоединения этих краёв к России кокандцы и бухарцы делали частые набеги на казахские аулы и даже русские сёла. Главной добычей во время таких набегов были мальчики, которых продавали в сексуальное рабство, а когда у них начинала расти борода, просто убивали.

В советские времена узбеки страшно обижались на то, что в официальных речах руководителей СССР русский народ назывался старшим братом. Дело в том, что если для нас старший брат это тот, кто вступиться за тебя в уличной драке, то у этих народов старший брат это тот, кто имеет тебя в задний проход. Дело в том, что в семьях у них чёткая иерархия – отец может иметь всех сыновей, дочерей и невесток, а старший брат всех младших братьев и сестёр, а также жён младших братьев. Если же младшие братья начинают иметь племянников – детей старших братьев, то за это уже наказывают, но, как правило, не сильно, но всё-таки, боясь наказания, такие подростки насилуют чужих детей, за что, правда, могут получить уже сильно. Поэтому они либо насилуют совсем маленьких, которые не смогут пожаловаться, либо прибегают к пользованию детской проституцией.


Бача из Самарканда
Детская проституция имеет в Узбекистане глубокие корни. Сутенёрами в ней выступают родители малолетних проституток и проститутов, но если девочку можно продать насовсем, под видом отдачи замуж, то мальчиков приходится сдавать в аренду.

Традиционное хозяйство
К началу XX столетия среди будущих узбеков чисто кочевых групп оставалось немного: большинство племён вело полуоседлый образ жизни, сочетая скотоводство с земледелием. Однако уклад их жизни и организация быта оставались связаны со скотоводческой культурой. Сохранялись домашние промыслы по обработке продуктов скотоводства: кожевенный, кошмоваляние, ковроткачество, узорное ткачество из шерстяных нитей.

Основным жилищем для скотоводов являлась юрта, но и там, где появились стационарные дома, она использовалась как подсобное и обрядовое жилище.

Мужская и женская одежда узбеков состояла из рубахи, штанов с широким шагом и халата (стёганого на вате или просто на подкладке). Халат подпоясывали кушаком (или сложенным платком) или носили свободным. Иногда халат был подпоясан сразу несколькими платками – число платков соответствовало количеству жён у обладателя халата. Женщины носили Чавчан, поверх которого надевалась паранджа.


Узбекская кухня характерна своим многообразием. Пища узбеков состоит из большого числа всевозможных растительных, молочных, мясных продуктов. Важное место в питании занимает хлеб, выпекаемый из пшеничной, реже из кукурузной и других видов муки в виде различных лепёшек (оби-нон, патир и других). Распространены и готовые мучные изделия, в том числе - десертные. Ассортимент блюд отличается разнообразием. Такие кушанья, как Лагман, шурпа и каши из риса (шавля) и бобовых (машкичири), приправляют растительным или коровьим маслом, квашеным молоком, красным и чёрным перцем, различными травами (укроп, петрушка, киндза, райхан и т. д.). Разнообразны молочные продукты - катык, каймак, сметана, творог, сузьма, пишлок, курт и т. д. Мясо - баранина, говядина, мясо птиц (курятина и т. д.), реже конина.

Сравнительно незначительное место в питании занимают такие популярные в других регионах продукты как рыба, грибы и другие продукты. Излюбленное блюдо узбеков - плов. Любят узбеки также и манты.

Узбекский язык
Узбекский язык также не представляет собой чего-то единого. Каждое из вышеперечисленных племён говорило на своём языке или наречии, которые даже относились к разным языковым ветвям тюрксих языков – кипчакской (в которую входят казахский, киргизский, башкирский, ногайский, татарский, караимский, карачаево-балкарский, крымчакский, урумский и каракалпакский), огузской (куда входят турецкий, туркменский, гагаузский, афшарский и азербайджанский) и карлукской (уйгурский, хотонский и т.д.). Тогда же, в 20-е годы, на основе языка жителей Ферганской долины был искусственно создан и узбекский литературный язык. Ферганский язык был взят за основу не только потому, что был наиболее близок вымершему чагатайскому литературному языку, на котором писали в эпоху тимуридов, но и для того, чтобы не допустить доминирования мангытского языка и, соответственно, бухарцев, имевших до этого свою государственность. Здесь надо сказать, что среднеазиатская интеллигенция пользовалась до этого в основном таджикским языком, но после оного усиленно внедрялся новоузбекский, предусмотрительно очищенный от многих таджикских заимствований. По этой же причине 1 сентября 1930 года столица Узбекской ССР была перенесена из таджикоязычного Самарканда в тюркоязычный Ташкент. До сих пор в Бухаре и Самарканде узбекская интеллигенция предпочитает говорить по-таджикски, наплевав на все директивы. Носители этого языка на самом деле являются вовсе не таджиками. Это так называемые чала (буквально «ни то, ни сё»), являющиеся в основном для виду принявшими ислам бухарскими евреями. Элементы еврейской обрядности ими почти полностью утрачены, а своё еврейское происхождение они тщательно скрывают.


Раввин обучает грамоте детей бухарских евреев.


Традиционный костюм рассказывает об истории и особенностях нации. Он формируется веками, а значит, внимательно изучая его, можно проследить целую жизнь народа.

Немного истории

Узбеки – народ с богатой историей и интересными традициями. Находясь в гостях у узбеков, вас обязательно напоят чаем и поверьте, одной чашкой чаепитие не закончится. А наливая очередную чашку, спросят: с уважением или без? Не удивляйтесь, что ответив утвердительно, чаем покроется лишь дно чашки. Таковы традиции гостеприимства и хозяин будет с радостью подливать чай самому дорогому гостю.

Узбеки – доброжелательный и терпеливый народ. Исповедуя ислам, узбеки с уважением относятся к каждой вере. Их же исповедание предписывает ежедневный намаз, к которому необходимо облачаться в закрытую и удобную одежду. Так, под воздействием веры создавался узбекский национальный костюм.

Особенности

Узбекский костюм легко отличить от какого-либо иного, ведь есть в нем черты, соответствующие исключительно узбекам.

Цвета и оттенки

Цветовая гамма национального костюма варьировалась в зависимости от места размещения узбеков. Так, сурхандарьинский регион славился красной цветовой гаммой. Интересен тот факт, что, несмотря на цветовые особенности в каждом регионе, никто не носил костюмы из черной и темно-синей материи, опасаясь притянуть к себе неудачи.

Палитра цветов в женской одежде выдавала не только тонкий вкус красавиц, но и положение в обществе. Например, дамы, чьи мужья занимали высокую должность, облачались в одежды в голубых и фиолетовых оттенках, ремесленники – в зеленый.

Ткани и крой

Узбекский народ любит богатые ткани. Например, верх национальных халатов изготавливается из бархата или вельвета. Стоит сказать, что надевали халаты не только летом, но и в прохладное время года, и это не могло не сказаться на видах ткани. Так, теплые модели халата-чапан утеплены слоем верблюжьей шерсти или ваты.

Крой национального костюма был прост и не отличался по половым и возрастным признакам. Сшивали одежду в большинстве случаев из прямых кусков ткани, в маленьких глухих деревнях ткань эту даже не резали, а разрывали по прямой нитке.

В дальнейшем для рубахи прямой кусок ткани перегибали, создавая лицевую и заднюю часть, к бокам пришивали дополнительные куски, а подмышкой размещали ластовицу. Стоит сказать, что и штаны были результатом умелого сшивания прямых кусков ткани.

Разновидности

Несмотря на схожесть в крое, мужские и женские костюмы имеют свои принципиальные особенности.

  • Первым важным элементом для мужчин является чапан. Этот стеганый халат предназначен не только для дома, но и для повседневности и даже торжеств. Праздничные модели украшаются богатой вышивкой золотыми нитями. Заменяет халат и верхнюю одежду, если имеет утеплитель. Интересно, но колоритные чапаны и сейчас популярны далеко за пределами Узбекистана, они становятся дорогим подарком для любимых мужчин и коллег.

Неотъемлемым предметом гардероба узбеков является рубаха. Первые ее модели отшивались в длине до колен, сейчас же можно встретить более удобную длину до середины бедра. Именуемая куйлак, она может иметь вертикальный до линии груди или горизонтальный вырез от плеча до плеча.

Широкие штаны – обязательная часть узбекского костюма. Книзу шаровары сужаются, обеспечивая удобство во время ходьбы.

Рубаху либо халат мужчины подпоясывают широким поясом, который, стоит сказать, в некоторых моделях заслуживает восхищения. Пояса для торжеств выполняют из роскошного бархата, украшают бисером, символичной вышивкой и дополняют оберегами.

  • Женский костюм узбекских красавиц состоял из туникообразного платья. Первые модели надежно укрывали все тело и доходили длиной до щиколоток. Платье исполнялось с помощью прямых кусков тканей и мало чем отличалось от мужской рубахи. Позднее на платье появилась женственная кокетка и присборенные манжеты.

В дополнение к платью узбечка в обязательном порядке надевала и широкие штаны. От мужских их отличал украшенный тесьмой низ. Верхней же одеждой служил тот же чапан. Спустя некоторое время женщины стали облачаться и в камзол, а также в женственные жилетки.

  • Детский национальный костюм схож с мужским и женским. Зачастую в выборе останавливаются на фабричных вариантах. Особой популярностью пользуются трикотажные костюмы. На головной убор ребенка прикрепляют оберег, защищающий от дурного глаза.

Аксессуары и обувь

Если костюм по канонам ислама должен быть сдержанным, то в украшениях узбекские женщины не ограничены. Золото и серебро в виде серег, браслетов и колец – неотъемлемый атрибут образа узбечки. Символы и обереги наносятся на золотые украшения, защищая женщину и ее семью.

Говоря же о головных уборах, изначально на женщину была надета паранджа. Повседневным вариантом был черный цвет. Интересно, но надевать ее предпочитали исключительно выходя за ворота собственного дома, боясь притянуть черным цветом невзгоды в семью. Позднее паранджу вытеснили платки и тюбетейки-дуппи.

В качестве обуви узбечки использовали мягкие сапоги без задника и каблука, а также модели из грубой кожи или резины. Последние, стоит сказать, и по сей день пользуются успехом благодаря прекрасным тепловым свойствам и удобству.

Мужчины в качестве головного убора изначально носили тюбетейку. В качестве обуви надевали мягкие сапоги. Узбеки высших слоев общества имели и парадные сапоги с небольшим скосом к середине подошвы. Эта деталь предназначалась для всадников, помогая им увереннее держаться в седле.

Современные модели

Красота Востока всегда покоряла европейцев. Неудивительно, что и сегодня создаются современные модели одежды, навеянные настроением манящего, закрытого и то же время очень гостеприимного Узбекистана.

  1. Костюм с коротким широким халатом и тюбетейкой, расшитые символами и цветочными мотивами поражают буйством красок и их гармоничностью. Дополняется колоритный костюм крупным кулоном-оберегом.
  2. Яркое платье с резинкой на талии, выполненное в характерной узбекской цветовой гамме, усовершенствовано разрезами на плечах и широкими рукавами.
  3. Туникообразное платье и штаны смотрятся весьма современно, ведь последние имеют зауженный крой, очерчивая женственную фигуру.

Традиционный костюм рассказывает об истории и особенностях нации. Он формируется веками, а значит, внимательно изучая его, можно проследить целую жизнь народа.

Немного истории

Узбеки – народ с богатой историей и интересными традициями. Находясь в гостях у узбеков, вас обязательно напоят чаем и поверьте, одной чашкой чаепитие не закончится. А наливая очередную чашку, спросят: с уважением или без? Не удивляйтесь, что ответив утвердительно, чаем покроется лишь дно чашки. Таковы традиции гостеприимства и хозяин будет с радостью подливать чай самому дорогому гостю.

Узбеки – доброжелательный и терпеливый народ. Исповедуя ислам, узбеки с уважением относятся к каждой вере. Их же исповедание предписывает ежедневный намаз, к которому необходимо облачаться в закрытую и удобную одежду. Так, под воздействием веры создавался узбекский национальный костюм.

Особенности

Узбекский костюм легко отличить от какого-либо иного, ведь есть в нем черты, соответствующие исключительно узбекам.

Цвета и оттенки

Цветовая гамма национального костюма варьировалась в зависимости от места размещения узбеков. Так, сурхандарьинский регион славился красной цветовой гаммой. Интересен тот факт, что, несмотря на цветовые особенности в каждом регионе, никто не носил костюмы из черной и темно-синей материи, опасаясь притянуть к себе неудачи.

Палитра цветов в женской одежде выдавала не только тонкий вкус красавиц, но и положение в обществе. Например, дамы, чьи мужья занимали высокую должность, облачались в одежды в голубых и фиолетовых оттенках, ремесленники – в зеленый.

Ткани и крой

Узбекский народ любит богатые ткани. Например, верх национальных халатов изготавливается из бархата или вельвета. Стоит сказать, что надевали халаты не только летом, но и в прохладное время года, и это не могло не сказаться на видах ткани. Так, теплые модели халата-чапан утеплены слоем верблюжьей шерсти или ваты.

Крой национального костюма был прост и не отличался по половым и возрастным признакам. Сшивали одежду в большинстве случаев из прямых кусков ткани, в маленьких глухих деревнях ткань эту даже не резали, а разрывали по прямой нитке.

В дальнейшем для рубахи прямой кусок ткани перегибали, создавая лицевую и заднюю часть, к бокам пришивали дополнительные куски, а подмышкой размещали ластовицу. Стоит сказать, что и штаны были результатом умелого сшивания прямых кусков ткани.

Разновидности

Несмотря на схожесть в крое, мужские и женские костюмы имеют свои принципиальные особенности.

  • Первым важным элементом для мужчин является чапан. Этот стеганый халат предназначен не только для дома, но и для повседневности и даже торжеств. Праздничные модели украшаются богатой вышивкой золотыми нитями. Заменяет халат и верхнюю одежду, если имеет утеплитель. Интересно, но колоритные чапаны и сейчас популярны далеко за пределами Узбекистана, они становятся дорогим подарком для любимых мужчин и коллег.

Неотъемлемым предметом гардероба узбеков является рубаха. Первые ее модели отшивались в длине до колен, сейчас же можно встретить более удобную длину до середины бедра. Именуемая куйлак, она может иметь вертикальный до линии груди или горизонтальный вырез от плеча до плеча.

Широкие штаны – обязательная часть узбекского костюма. Книзу шаровары сужаются, обеспечивая удобство во время ходьбы.

Рубаху либо халат мужчины подпоясывают широким поясом, который, стоит сказать, в некоторых моделях заслуживает восхищения. Пояса для торжеств выполняют из роскошного бархата, украшают бисером, символичной вышивкой и дополняют оберегами.

  • Женский костюм узбекских красавиц состоял из туникообразного платья. Первые модели надежно укрывали все тело и доходили длиной до щиколоток. Платье исполнялось с помощью прямых кусков тканей и мало чем отличалось от мужской рубахи. Позднее на платье появилась женственная кокетка и присборенные манжеты.

В дополнение к платью узбечка в обязательном порядке надевала и широкие штаны. От мужских их отличал украшенный тесьмой низ. Верхней же одеждой служил тот же чапан. Спустя некоторое время женщины стали облачаться и в камзол, а также в женственные жилетки.

  • Детский национальный костюм схож с мужским и женским. Зачастую в выборе останавливаются на фабричных вариантах. Особой популярностью пользуются трикотажные костюмы. На головной убор ребенка прикрепляют оберег, защищающий от дурного глаза.

Аксессуары и обувь

Если костюм по канонам ислама должен быть сдержанным, то в украшениях узбекские женщины не ограничены. Золото и серебро в виде серег, браслетов и колец – неотъемлемый атрибут образа узбечки. Символы и обереги наносятся на золотые украшения, защищая женщину и ее семью.

Говоря же о головных уборах, изначально на женщину была надета паранджа. Повседневным вариантом был черный цвет. Интересно, но надевать ее предпочитали исключительно выходя за ворота собственного дома, боясь притянуть черным цветом невзгоды в семью. Позднее паранджу вытеснили платки и тюбетейки-дуппи.

Узбекские национальные блюда - это яркие краски природы, вековые традиции и аромат Востока, пища, которая не оставит равнодушным ни одного гурмана и ценителя истинного вкуса. Почуяв аромат блюда, а тем более увидев его, Ваш желуд ок сразу же закричит Вам «я голоден!». Гастрономических радостей в Узбекистане, уж поверьте, не меньше, чем звезд на небе!

Рецепты приготовления блюд узбекской национальной кухни формировались на протяжении многих веков. Не обошлось здесь и без кулинарного влияния других народностей, которые не раз завоевали земли Средней Азии, однако узбекские блюда всё равно приобретали свою специфику. Отличительной чертой блюд узбекской кухни является использование всех . Большинство блюд готовится с использованием большого количества масла: хлопкового, подсолнечного либо кунжутного, с добавлением курдючного сала. В формировании рецептов блюд узбекской кухни есть вклад не только мастеров кулинарии, но и медиков. По одной из легенд, рецепт плова составил сам Абу али Ибн Сино (Авиценна).

Основные ингредиенты узбекских блюд - мука, мясо (в основном баранина), курдючный жир (сало), овощи, зелень и специи. Есть блюда, которые готовят исключительно мужчины, либо только женщины. Приготовление некоторых особенных блюд связано с праздниками, памятными событиями, поверьями.
Узбекские блюда, как правило, очень сытные и калорийные. Большое значение при их приготовлении имеют травы и пряности - кориандр (кинза), зира (зра, кумин), барбарис, кунжут, райхон (базилик) и др. Специи повышают аппетит, поэтому эти блюда хочется съесть сразу, как только учуешь их аромат. Зачастую в рецептах узбекских национальных блюд используется катык (кислое молоко, классический йогурт), а также зеленая редька. Она менее жгучая, чем черная редька, а в сочетании с маслом и морковью даже сладкая;

В процессе приготовления блюд узбекской кухни часто не обойтись без специфических среднеазиатских кулинарных приспособлений и посуды:
- касакан (мантышница). Некоторые национальные узбекские блюда готовится исключительно на пару - это разнообразные манты и ханумы. Для их приготовления используется специальная кастрюля - каскан со съемными решетками (мантышница, пароварка);
- тандыр - среднеазиатская глиняная печь. Изготавливают её вручную. Она напоминает большой глиняный кувшин. Тандыры бывают вертикальные и горизонтальные. К примеру, горизонтальные больше подходят для выпечки лепешек, а вертикальные - для ;
- казан - чугунный котел с толстыми стенками. Многие блюда получается приготовить только в казане, поскольку он хорошо сохраняет и равномерно распределяет жар.

Национальная посуда , в которой традиционно подают еду:
- касушка - большая пиала для еды;
- ляган - блюдо большого размера, украшенное традиционными росписями. В ляганах подают плов и многие другие блюда.
- пиала , из которой пьют чай.

По традиции, едят в Узбекистане за низким столиком - дастарханом , на полу, летом - на айване (топчане). Вокруг дастархана раскладывают пестрые курпачи (вид среднеазиатского матраса) и маленькие подушки, чтобы, вкусно поев, можно было отдохнуть, не вставая из-за стола.
В еде категорически не используется свинина.

Узбекская кухня - это вкусная, сочная баранина, золотистая горячая лепешка, множество ароматных пряностей, дивный зеленый чай, сладости, тысяча вкуснейших фруктов и овощей, а самое главное - бесконечно радушное азиатское гостеприимство!

Добро пожаловать!

Блюда Узбекской кухни



 
Статьи по теме:
Отражение эквайринга в бухгалтерии
Счет 57 "Переводы в пути" - активный, служащий для получения обобщенной информации о движении денежных сумм, отправленных на зачисление на счета компании, но в данный момент еще не поступивших. Числящиеся на нем суммы подвергаются частым и тщательным пров
Правила и порядок заполнения раздела
Тема2. Предмет и метод бухгалтерского учета Вопрос №5.Предмет бухгалтерского учета и его важнейшие объекты 2.2. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России Вопрос №10.Метод бухгалтерского учета и его основные элементы 2.3. Документация и
Рагу из свинины с картошкой
Первое, второе, гарнир… Надоело? Есть блюдо, которое может все это заменить и облегчить пребывание на кухне! Свиное рагу можно подать на обед или ужин. Для его приготовления не нужно пачкать горы посуды и достаточно одного казанка. Удобно? Не то слово! Св
Рецепт оладьев на простокваше пышные
простокваша – 400 мл; мука – 400 г; яйцо – 2 шт.; сахар – 100 г; растительное масло – 60 мл; соль; сода – 1 чайн. ложка; лимонная кислота – 0,3 чайн. ложки; ванилин. Приготовление Хотя оладьи относятся к разряду простых и незатейливых блюд, но многие хозя