Афанасий (митрополит Московский). Электронные публикации Святой Афанасий услышал молитву
В Соборах Московских и Радонежских святых.
В миру носил имя Андрей, был сыном свящ. Авксентия и происходил из Обонежской пятины Новгородской земли, его мать звали Марией.
Но преподобный не забыл свою обитель. Известно, что в г. он посылал в Высоцкий монастырь сборник аскетических творений и житий святых. Также посылал в монастырь 7 икон поясных, а также иконы Спасителя, Пресв. Богородицы и св. прор. Иоанна Предтечи, а также грамоту с благословением. Так на Руси появились иконы Высоцкого чина , шесть из которых хранятся в Третьяковской галерее в Москве и одна, образ Иоанна Предтечи, в Русском музее в Санкт-Петербурге .
В Троицкой летописи, составленной в или в г., отмечено, что старец Афанасий Высоцкий «с миром к Господу отиде».
В середине 1650-х гг. его имя без указания дня памяти включил в свой месяцеслов Симон (Азарьин) : «Преподобный Афанасий Высоцкаго монастыря, иж в Серпухове, игумен бысть, и отиде в Царьград, зело безмолвие любя, и тамо к Господу отиде» . Преподобный упоминается также в списках «Описания о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.): «Преподобный Афанасий, игумен Высоцкаго монастыря Зачатскаго, иже в Серпухове, первый и дивный ученик бысть святаго Сергия чудотворца». Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых , празднование которого было установлено в г.
Труды
Известны 2 рукописи письма прп. Афанасия Высоцкого Старшего: Паремийник , в котором рукой преподобного на полях вписаны тексты апокрифического сказания о Моисее (некоторые исследователи не считают эти тексты автографом Афанасия Высоцкого), и Пандекты Никона Черногорца , на л. 211-229об. этой рукописи прп. Афанасий поместил свод правил монашеской жизни, заимствованный из творений отцов Церкви и из Патериков.
Большинство исследователей считают, что именно Афанасий Высоцкий в г. написал в константинопольском монастыре Богородицы Перивлепты версию Иерусалимского устава под названием «Око церковное» . Атрибуция Афанасию Высоцкому этого произведения основывается на послесловии, которое сохранилось в двух списках с утраченного оригинала. Один из них происходит из Саввина Сторожевского монастыря , др. - из Троице-Сергиевой обители . Рукопись Устава в г. была прислана на Русь и скопирована в Высоцком, Андрониковом московском, Троице-Сергиевом, Кирилловом Белозерском, Саввине Сторожевском и других монастырях.
Иконография
В кон. XVII -XIX в. в связи с ошибочным отождествлением преподобного с Константинопольским Патриархом Афанасием III сложилась иконография преподобного в святительском облачении. Напр., на рисунках, выполненных пером, в списке службы прп. Афанасию Высоцкому Младшему, начала XIX в. , преподобный изображен старцем с большой, слегка раздвоенной бородой, в рост, в саккосе, омофоре и митре, с благословляющей именословно десницей и жезлом в левой руке; подобное поясное изображение - на заставке рукописи.
В конце XIX в. получил широкое распространение образ Афанасия Высоцкого Старшего в виде старца с седыми волосами до плеч и бородой средней длины, облаченного в мантию, епитрахиль, с прижатой к груди правой рукой и четками в левой, напр. в росписи 1880-х гг. трапезного храма во имя прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры. Этот тип изображения воспроизводится в иконах и храмовых росписях кон. - нач. XXI в. в Высоцком монастыре : икона в местном ряду иконостаса Никольской церкви (прп. Афанасий написан вместе с прп. Сергием Радонежским, прп. Афанасием Высоцким Младшим и св. блгв. вел. кн. Димитрием Иоанновичем Донским); настенное погрудное изображение св. Афанасия художника В. Артемьева в Покровском храме; икона того же автора в деисисном чине иконостаса церкви во имя прп. Сергия Радонежского; образ в местном ряду иконостаса Зачатьевского собора (прямолично, в рост). На столбике сени над ракой прп. Никона Радонежского (ТСЛ) святой представлен с развернутым свитком (иконописец мон. Иулиания (Соколова) , 1950-е гг.). На иконе Собора святых, предстоящих Боголюбскому образу Божией Матери (2000 г., Высоцкий монастырь), прп. Афанасий стоит слева, рядом с прп. Никоном.
Источники
Основными источниками сведений об Афанасии Высоцком Старшем являются житие прп. Сергия и летописи.
В г. в Чудовом московском монастыре было написано «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого» , в мае следующего года переписанное в Высоцком монастыре . В «Слове» сообщаются дополнительные сведения о преподобном Афанасии, в значительной своей части ошибочные, напр., св. Афанасий отождествляется с Константинопольским Патриархом свт.
Мужское имя Афанасий произошло от древнегреческого имени Атанасиос, которое в свою очерередь образовалось от слова «атанатос». Значение имени в переводе на русский язык - «бессмертный». Его носили Константинопольские патриархи, епископы.
Астрология имени
- Знак Зодиака: Рыбы
- Планета-покровитель: Юпитер
- Камень-талисман: коралл
- Цвет: фиолетовый
- Дерево: сосна
- Растение: лилия
- Животное: дельфин
- Благоприятный день: четверг
Черты характера
Афанасий растет спокойным и уравновешенным ребенком. У него очень развито воображение и большая любознательность. Со сверстниками он предпочитает не ссориться, вечно над чем-то смеется. В его характере много женских черт и не достает мужских. Поэтому родители должны с особым усердием взращивать у сына целеустремленность, решительность и уверенность в себе. Без этих качеств ему будет трудно реализовать свой большой творческий потенциал и сделать для мира все то хорошее, о чем он мечтает.
Тайна имени Афанасий скрывает обладателя доброго, мягкого нрава и неуверенности в себе и своих силах. Он объективно смотрит на вещи, уступчив, способен пойти на жертву. Агрессии в этом человеке практически нет, однако его чувствительное самолюбие порой может приводить к вспышкам гнева. Но даже в эти моменты негатив мужчины остается, если можно так выразиться, в разумных рамках. Он быстро отходит и обиды не копит в сердце.
Афанасий отличается искренним стремлением помогать людям и приносить пользу миру. Это очень приятный и скромный человек, больше слушатель, нежели оратор. Он ценит свободу и независимость, не приемлет насилия. Поэтому своего мнения навязывать не любит и не станет. Нет в нем и склонности повелевать кем бы то ни было. С этим связана такая его интересная особенность, как любовь к кошкам, а не собакам.
Носитель этого имени - заядлый книголюб. Его манят повести и рассказы о путешествиях. Если у него есть возможность, то он сам обязательно куда-нибудь ездит. Имеет очень живой и подвижный ум, отличное воображение и отменное чувство юмора. Все это в сочетании с незлобивостью и общительностью дает ему большой круг друзей и знакомых.
Природа щедро одарила Афанасия обаянием, тактичностью, интеллигентностью. Он очень упрям, если что-то задумал, то обязательно доводит дело до конца. Его трудно в чем-то переубедить, но этому характеру не хватает активности и энергичности. Также у него мало инициативности, парень пасует перед трудностями, может даже прятаться за спинами других. Но при этом он просто фантастически удачлив.
Хобби и профессия
Афанасий любит читать, но его и самого природа не обделила литературным талантом. У него отличный слог. Поэтому из такого мужчины получается превосходный писатель. Литературные способности, а также ораторский талант могут найти применение в профессии журналиста или психолога, переводчика и даже священника. Он способен реализовать себя, если становится ученым или исследователем. Любовь к путешествиям можно применить, работая в туристическом бизнесе.
Любовь и семья
Обаятельный Афанасий никогда не остается обделенным женским вниманием. Правда, и здесь негативно сказывается его врожденная нерешительность. Браков зачастую имеет несколько. Обладатель этого имени -хороший семьянин, домосед. Без проблем помогает супруге по хозяйству. Любит детей, часто возится с ними. Порой ему, как воспитателю, не хватает строгости в общении.
Игумен Афанасий (Селичев) -
настоятель Михайло-Архангельского монастыря в городе Юрьев-Польский. Это
одновременно и обитель, и крупный исторический музей: здесь хранятся
тысячи экспонатов. Отцу Афанасию такое соседство не только не мешает, но
даже помогает. Многие туристы здесь охотно участвуют в службах,
паломники с интересом разглядывают экспозиции, а директор музея поёт на
клиросе. Союз монастыря и музея имеет свою историю, с неё и начался наш
разговор.
«Пока не уйду на пенсию, монастыря не будет!»
В 1995 году Михайло-Архангельского монастыря не было - весь комплекс считался музеем. Я часто приезжал по делам в Юрьев-Польский и заходил в этот музей. Подружился с главным хранителем Надеждой Анатольевной, она познакомила меня с директором Татьяной Ивановной. Беседовали, пили чай, и я мечтал: вот бы здесь и монастырь открыть! А Татьяна Ивановна: «Нет, пока я не уйду на пенсию, ничего не откроете». Мы с Надей только пожимали плечами: нет так нет, будем ждать.
И дождались?
Да, Надежду Анатольевну назначили директором, а меня в 2000 году перевели в Петушки строить храм святителя Афанасия Ковровского и православную гимназию. Через шесть лет, когда всё построили, владыка Евлогий говорит: «Пора тебе, Афанасий, опять в монастырь». - «В какой?» - «Михайловский откроем». И мы начали постепенно, с нуля. Вернее, с молитвы. Если её нет, ничего не будет. А так молишься, и постепенно появляются помощники, благотворители, находятся деньги, и дело начинает двигаться.
Моя первая библиотека была марксистской
Вы создали здесь большую библиотеку редких церковных книг. Когда начали их коллекционировать?
Это не первая моя биб-лиотека. Первой была марксистская, ещё в школе я стал собирать сочинения Ленина, Сталина, Плеханова. Мне хотелось изучать историю России ХХ века, поступить в МГУ. Но не получилось. Вернувшись из армии, стал воцерковляться. Мои родные Петушки были весьма привлекательны для верующего человека. Местный Успенский храм никогда не закрывался. Городок расположен за 101-м километром, в нём селились пережившие репрессии монахи, монахини, священники. У них были религиозные книги, и я не стеснялся их попросить.
Вы уже были крещены?
Меня крестила моя тётя, когда мне было пять лет, в 1971 году. Помню ощущение: в окружающем мире что-то произошло - будто изменилось физическое пространство, цвета стали более яркими. Продолжалось это недели две, пока в детском саду с меня не сняли крестик. То событие я запомнил на всю жизнь. Позже был так называемый атеистический кружок, его вела учительница химии. На самом деле она показывала нам диафильмы с иконами, а иногда даже водила нас в храм как в музей. Её соседями были баптисты, они подарили ей Библию. И классе в восьмом она дала мне её почитать.
После храма - на дискотеку
Вы прочитали Евангелие и пришли к вере?
Нет, этого не произошло. Но Священное Писание я читал и тогда, и позже. У моего школьного друга была верующая бабушка, слепая, она часто просила меня почитать ей Новый Завет. Что читать - выбирал я сам. И обычно читал ей Апокалипсис. Так что моё близкое знакомство с Библией началось с её последней книги.
А в церковь стали ходить позже?
После армии. Снова не смог поступить в университет, и появилось не то чтобы отчаяние, но осознание того, что нужно что-то изменить в своей жизни. Стал вечерами захаживать в храм на всенощную. Встану, подышу ладаном, послушаю, как бабушки поют, - и на душе полегчает. Первое время шёл после этого на дискотеку. Но потом остыл к прежним развлечениям, стал заставлять себя ходить на воскресную литургию. Хотя ещё не понимал происходящее в храме. А потом познакомился в Петушках с духовными дочерями отца Димитрия Дудко - замечательными старушками Ниной и Верой. Они мне многое объяснили.
Святой Афанасий услышал молитву
Было ли событие, определившее ваш жизненный выбор?
Да, я прочитал повесть о святителе Луке (Войно-Ясенецком). Его личность меня поразила. Ведь нас учили, что Церковь и наука - явления несовместимые. А тут учёный такого масштаба, врач, хирург - и одновременно архиерей Русской Церкви! Это на меня очень повлияло. А через несколько месяцев у меня случился приступ аппендицита. На операционном столе спросил хирурга: «Вы читали книжку «Очерки гнойной хирургии» Луки Вой-но-Ясенецкого?» Врач удивлённо отвечает: «Вообще-то я по ней учился». - «А вы знаете, что он был православный архиерей?» И тут я провалился в наркоз. После операции стал осознанно молиться, ходить на литургию. И уже окончательно определился, чем буду заниматься в жизни.
Был ещё один святой, повлиявший на вашу судьбу...
Святитель Афанасий, епископ Ковровский. Он жил в Петушках и здесь же отошёл ко Господу. Я застал людей, которые его близко знали. И когда готовился постригаться в монахи, очень хотел, чтобы меня назвали Афанасием. Но зачастую монаха нарекают именем, начинающимся на первую букву его мирского имени. А меня в миру звали Владимиром. Что ж, надо смириться. В день пострига заехал на могилу святителя Афанасия во Владимире. Постоял, помолился. И вдруг на постриге услышал: «Брат наш Афанасий постригает власы главы своея». Этот день стал одним из самых счастливых в моей жизни.
Беседовала Елена Алексеева
Владимирская область