Характеристика человека отражающая его динамические особенности. Динамические проявления психики человека. Динамические особенности психики

В настоящее время для идентификации применяют следующие динамические признаки человека: поведенческие признаки человека - это особен-

ности позы, осанки, походки, мимики, жестикуляция, бытовых привычек и специальных навыков, голоса, устной и письменной речи, а так же динамические электрофизиологические характеристики живого организма.

К динамическим (поведенческим) признакам и свойствам человека относятся функциональные и сопутствующие .

Функциональные признаки - это привычные особенности позы, осанка, походка, мимика, голос, речь, жестикуляция, бытовые привычки и специальные навыки.

К функциональным элементам внешнего облика относят наблюдаемые состояния человека и его действия (поза, осанка, походка, артикуляция, жестикуляция, мимика и т.п.), которые определяются положением, взаимоположением и движениями частей тела. Присущие функциональным элементам признаки также будут функциональными.

Сопутствующими элементами являются одежда, мелкие носимые вещи, а также предметы, используемые для оформления внешнего облика (или части этих вещей, предметов). Их признаки, выявляемые при наблюдении, называют сопутствующими.

Функциональные и сопутствующие элементы и признаки в описаниях позволяют наиболее полно и наглядно представить внешний облик человека, особенно, если анатомические признаки имеют в основном средние значения.

Еще более увеличивается ценность функциональных признаков в случаях существенного изменения анатомических и сопутствующих элементов внешности (например, использование парика, накладных усов, смена одежды). В ряде случаев по функциональным признакам можно судить о физическом типе человека. Например, особенности походки могут свидетельствовать о возрасте и поле человека. В свою очередь, такой общефизический эле-

мент, как конституционный тип, имеет отчетливые функциональные признаки. По функциональным признакам можно также судить об особых приметах, некоторых физических характеристиках, психическом состоянии. Так, мимика и пантомимика, соответствующие грусти, гневу, радости, страху и другим эмоциям, становятся сигналами этих состояний .

Однако на практике функциональные признаки используются реже остальных, что в известной мере объясняется сложностью их восприятия, запоминания и воспроизведения. Для криминалистического описания имеют значение не случайные положения и движения анатомических элементов, а лишь привычные, устойчивые, стабильно соответствующие определенным условиям жизнедеятельности и социальным ситуациям.

Функциональные признаки обладают относительной устойчивостью, индивидуальностью, рефлекторностью.

Функциональные признаки тесно связаны с сопутствующими, накладывая на вещи определенный отпечаток. По признакам одежды, ее виду можно сделать суждение: носил ее человек аккуратный или неряшливый; по складкам, дефектам - установить особенности осанки, привычной позы, походки.

Наиболее общими функциональными признаками служат внешние проявления психологических свойств человека (тип нервной системы, темперамент и т.д.) в походке, мимике, жестикуляции. В связи с этим человек может быть охарактеризован как энергичный и апатичный, аккуратный и неряшливый, педантичный или разболтанный, замкнутый или общительный, спокойный или суетливый и т.

Д. Обоснованное суждение об этих характеристиках человека можно составить лишь при длительном контакте с ним в различных ситуациях, но эти свойства личности обычно накладывают отпечаток на внешний облик, манеру держать себя, одежду и обувь .

Задачами фоноскопии являются идентификация лица, чей голос записан на фонограмму, определение социальных и физиологических характеристик говорящего, анализ фонограмм с целью определения условий их записи, аппаратуры, на которой они были записаны, выявление признаков монтажа фонограммы.

При фоноскопических исследованиях для определения социально - физиологических характеристик человека изучению подвергается как устная речь, так и голос (См. Приложение Л).

По высоте и тембру голоса можно сделать предположения о поле человека, росте, объеме грудной клетки. Замечена зависимость: как правило, чем ниже голос, тем выше человек, крупнее его телосложение и объем его грудной клетки. Тембр и высота голоса могут также косвенно указывать на возраст говорящего. Так, детский дискант или альт трансформируется в мужской тенор, баритон или бас (у женщин - в сопрано или контральто).

Устная речь человека несет смысловую и личностную нагрузку (информацию). Смысловая нагрузка выражается в изложении определенных фактов. Она может использоваться для определения уровня развития говорящего, его взглядов, известной ему информации, что в дальнейшем может использоваться для вычленения определенной группы лиц. Категоричность суждений может свидетельствовать о молодом возрасте говорящего. В устной речи могут быть упомянуты сведения автобиографического характера.

В личностной информации, как и в письменной речи, анализируются уровень развития устной речи и ее грамотность, а также объем словарного запаса. Эти показатели могут свидетельствовать о возрасте, уровне культуры, образовании человека, наличии навыков публичных выступлений или про-

Письменная речь.

Почерк можно определить как отражение на бумаге индивидуальной, свойственной каждому пишущему и основанной на свойственном конкретному исполнителю письменно-двигательном навыке системы движений при выполнении письменных знаков.

Научные основы криминалистического почерковедения составляют положения об особенностях формирования почерка, индивидуальности почерка, его устойчивости и вариационности.

Индивидуальность почерка обеспечивается специфическими объективными и субъективными условиями его формирования. Хотя могут быть и очень похожие почерки, говорить о существовании двух идентичных почерков невозможно.

К устойчивости почерка приводят автоматизированность письменнодвигательных навыков, закрепление их в нервной системе на уровне рефлек-

сов. В нормальных условиях человек всегда выполняет рукопись устоявшимся почерком. При умышленном изменении почерка или резком кратковременном изменении условий написания текста, физических или психических перегрузках автоматизированность движений снижается и повышается уровень сознательного контроля. При устранении данных условий выполнения рукописи автоматизация выполнения рукописей восстанавливается.

Именно устойчивость почерка и выработанный динамический стереотип приводят к тому, что при попытках преднамеренного искажения почерка в рукописи получают отображение некоторые старые навыки, хотя и в измененном виде, т.е. подделанный почерк не может точно повторить оригинал. Соответственно при изучении почерка, подвергшегося преднамеренному искажению, имеется реальная возможность установить исполнителя.

Следует учитывать, что вследствие возрастных и патологических изменений, болезней и травм почерк может несколько изменяться.

Вариационность почерка означает возможность различного выражения признаков в почерке (вариационность признаков почерка) одного лица или всей системы движений в целом (вариационность почерка) в зависимости от различных задач и условий письма. При этом вариант почерка, сформировавшийся при обучении, именуется основным, все остальные варианты - дополнительными.

Криминалистическое автороведение занимается исследованиями в области установления групповой принадлежности автора документа, его социально-биографических характеристик, намеренного искажения письменной речи, а также идентификации конкретного лица, являющегося автором текста. В целях решения указанных задач исследуются признаки письма: содержание документа, письменная речь, топография письма и почерк. Таким образом, автороведческие исследования частично пересекаются с почерковедческими, однако автор и исполнитель документа могут быть разными лицами .

Идентификация по профессиональным навыкам и привычкам

Каждый человек выделяется из себе подобных так же особенностями совершаемых им движений в силу определенных навыков и привычек, приобретенных в процессе своей жизни. Навыковые свойства человека проявляются в различных характеристиках движения тела (рук, ног) при ходьбе (См. Приложение М), беге, изготовлении каких-либо предметов труда, в поведении, тембре голоса и манере речи при разговоре и др., что позволяет, например, действия по взлому сейфа одного преступника от действий других взломщиков и т.д.

Переход некоторых действий на уровень навыков и привычек у человека происходит постоянно и неизбежно, иногда даже помимо его воли, что обусловлено закономерностями высшей нервной деятельности. Поэтому многие аспекты поведения людей и человеческой деятельности, в том числе противоправной, определяются сформировавшимися навыками и привычками, которые нередко выступают в качестве обстоятельств, подлежащих выяснению в процессе расследования преступлений. К примеру, ряд тяжких преступлений, таких, как фальшивомонетничество, незаконное изготовление оружия, квалифицированные кражи чужого имущества и другие, совершаются преступниками, обладающими определенными профессиональными или преступными навыками, позволяющими им с помощью различных инструментов и приспособлений изготавливать поддельные государственные казна-

чейские билеты, ценные бумаги, другие документы и предметы, взламывать запорные устройства и хранилища.

Установление в процессе расследования профессиональных, преступных и других навыков и привычек преступника позволяет правильно построить следственные версии, быстро и объективно проверить их, получить необходимые достоверные доказательства. Практикой криминалистических исследований в этой области достигнуты значительные результаты .

Анатомо-физиологические параметры достаточно разнообразны и одного их образца обычно бывает достаточно для сравнения. Что касается поведенческих параметров, то отдельный образец может и не давать достаточных для идентификации человека сведений, но само временное изменение сигнала (под влиянием поведения) содержит необходимую информацию.

Еще по теме Динамические признаки человека:

  1. Исторические аспекты применения методов идентификации человека в правоохранительной сфере
  2. Свойства и признаки человека, пригодные для идентификации
  3. § 1.1. Понятие криминалистической идентификации человека по признакам внешнего облика, запечатленным на видеоизображениях, ее цели и задачи.
  4. § 1.2. Особенности отображения внешнего облика человека на видеозаписи как носителе портретной информации
  5. § 2.1. Основные направления использования камер видеонаблюдения и видеоизображений, отображающих внешний облик человека, в деятельности правоохранительных органов
  6. § 2. Методика описания признаков внешности человека (метод словесного портрета)
  7. § 2. Конструирование признака «эмоциональное состояние» субъективной стороны состава преступления
  8. §1.2 Принципы установления субъектами Российской Федерации дополнительных гарантий реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина
  9. 2.1. Понятие, признаки и структура организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  10. 3.1. Место и роль полиции в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  11. Судебная защита конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья
  12. § 3.Понятие и признаки загрязнения морской среды и вопросы его квалификации

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право -


5.5. Индивидуально-психологические особенности

Индивидуальные отличия - психологические черты, которые отличают одного человека от другого. Индивидуальные отличия обозначают меру проявления в психической деятельности отдельного индивида общих психологических закономерностей. Индивидуальные отличия формируются на основе врожденных анатомо-физиологических особенностей человека и влияния окружающей социальной среды. Своеобразность личности определяется индивидуальными особенностями хода психических процессов, обусловленных основными особенностями нервной системы (нейродинамические отличия), особенностями темперамента (психодинамические отличия), характера, проявлениями общих и специальных способностей, психофизиологической и социальной активности и потребностей, мотивов, направленности, установок и отношением человека к себе, к другим людям, к обществу.
Индивидуально-психологические особенности имеют психологическую природу и индивидуально варьируют.

К ним принадлежат:
Темперамент,
Характер,
Способности



ТЕМПЕРАМЕНТ


ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. tempero - смешиваю в надлежащем соотношении) - индивидуально-типологическая характеристика человека и высших животных, которая проявляется в силе, напряженности, скорости и уравновешенности протекания их психических процессов

Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности, которые проявляются в общей активности; моторной сфере; свойствах эмоциональности.

Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, спокойным, пассивным, инициативным, активным и т.д.

Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частичные выражения общей активности. К ним относят: темп, скорость, ритм и общее количество движений.

Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду уязвимость, чувствительность, импульсивность и т.д.

От темперамента, таким образом, зависит:
1) скорость возникновения психических процессов и их стойкость (скорость восприятия, скорость понимания, длительность сосредоточенности внимания)
2) психический темп и ритм
3) интенсивность психических процессов (сила эмоций, активность воли)
4) направленность психической деятельности на определенные объекты (интроверсия / экстраверсия)

Первое учение о темперамента принадлежит Гиппократу (V в. до н.э.), который связывал проявления темперамента с преобладанием определенной жидкости в организме:

кровь (лат. - сангвис) - вырабатывается сердцем;
жёлчь (лат. - холе) - печень;
черная жёлчь (лат. - мелайне холе) - селезенка;
слизь или лимфа (греч. - флегма) - мозг.

От названия этих жидкостей происходят названия четырех основных темпераментов.

Научное обоснование учение о темпераменте получило в теории И.П.Павлова касательно особенностей нервной системы и типов высшей нервной деятельности.

Основные положения концепции И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности
1. Ключ к пониманию индивидуальных особенностей человека и животных следует искать в свойствах нервной системы, а не в чем-либо другом.
2. Эти свойства нервной системы могут, или лучше сказать, должны изучаться с помощью условно-рефлекторных процедур.
3. Таких основных свойств три:
сила - работоспособность нервной клетки и нервной системы в целом;
уравновешенность - баланс процессов возбуждения и торможения;
подвижность - скорость смены одного процесса другим.
Они общие и постоянные для данного животного.
4. Сочетание этих основных свойств образует 4 типа ВНД.
5. Эти основные типы ВНД соответствуют основным классическим типам темперамента, т.е. представляют собой физиологическую основу психологических портретов, описанных в рамках учения о темпераменте.

Типы ВНД и темперамент

Свойства темперамента

О темпераменте человека (для практических целей) можно судить по нескольким основным для него особенностям:

1. Сенситивность, или чувствительность - показатель того, какая минимальная сила раздражителя вызывает психическую реакцию.
2. Реактивность - с какой силой человек реагирует на те или иные влияния.
3. Активность - с какой энергией человек сам влияет на окружающий мир, его настойчивость, сосредоточенность и т.д.
4. Соотношение реактивности и активности - то, от чего в основном зависит деятельность: от случайных причин или от намеченных целей, стремлений, т.е. от сознательно определенной линии поведения.
5. Темп (скорость) психических реакций.
6. Пластичность - ригидность : насколько легко и быстро приспосабливается к внешним влияниям.
7. Экстраверсия - интроверсия.
8. Эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность.

ХАРАКТЕР

Характер (греч. - печать, чеканка) - индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных психических свойств человека, которые выражают его отношение к действительности и проявляются в поведении и поступках.

Характер зависит от системы общественных отношений и социальных групп, к которым относится человек. В характере можно выделить типовое (выражает общее, присущее определенному сообществу, например, национальному) и индивидуальное.

Характер наиболее тесно связан с направленностью личности, но два человека с похожей направленностью могут выявить расхождения в способах достижения целей. За этими расхождениями прячутся особенности характера. В характере заложена типовая для человека программа поведения в типичных обстоятельствах. Зная характер человека, можно предвидеть, как он будет себя вести в тех или иных обстоятельствах.

Характер тесно связан с особенностями общего типа ВНД - отсюда тесная связь темперамента и характера. Тип темперамента - одно из наиболее важных психологических условий возникновения индивидуально-своеобразных черт характера.

От отношений личности зависит индивидуальное своеобразие эмоциональных переживаний каждой типичной ситуации, в которой проявляется данное свойство характера, а также индивидуальное своеобразие способов и качеств действия в каждой типичной ситуации.

Самое важное, что определяет формирование характера - то, как человек относится к окружающей среде и к самому себе. Эти отношения создают 4 симптомокомплекса:

1. Черты характера, которые выражают отношение человека к деятельности, работе, делу (трудолюбие - лень, инициативнсоть - консерватизм, ответственность - безответственность и т.д.)
2. Черты характера, которые выражают отношение человека к другим людям , коллективу, обществу (общительность - замкнутость, коллективизм - индивидуализм, тактичность - бестактность).
3. Черты характера, которые выражают отношение человека к самому себе (самокритичность - некритичность, скромность - высокомерие).
4. Черты характера, которые выражают отношение человека к вещам (аккуратность, экономия, щедрость).

Характеры отличаются не только по отдельным чертам, но, главным образом, за определенностью, целостностью, развитием волевых качеств.

Физиологическая основа характера
1. Динамический стереотип - система условных рефлексов, образующихся в ответ на неизменно повторяющуюся систему условных раздражителей.
2. Свойства общего типа ВНД.

Классификации характеров
По определенности
- с ярко выраженной одной или несколькими чертами, которая доминирует над всеми другими;
- “неопределенный” характер - ни одна черта особенно не выделяется.
По цельности
- цельный характер: единство мыслей и чувств, целей и способов деятельности, убеждений, взглядов и поступков;
- противоречивый (содержит несовместимые друг с другом черты): противоречие между мыслями и чувствами, между убеждениями и поступками, между побуждениями и целями.
По степени развития волевых качеств
- сильные (целеустремленность, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость);
- слабые (нерешительность, трусость, неуверенность, сочетаемая часто с упрямством, и т.д.).

Акцентуации характера

Акцентуации характера (от лат. accentus - ударение) - чрезмерное усиление отдельных черт характера, которое проявляется в избирательной уязвимости личности по отношению к определенным психическим влияниям наряду с нормальной и даже повышенной устойчивостью к другим

Акцентуации являются предельным показателем нормального развития характера, но при неблагоприятных условиях могут привести к развитию психопатии, т.е. патологических характеров. Различить акценуированный и патологический характеры можно, используя критерии психопатий Ганнушкина - Кербикова
1) характер можно считать патологическим, т.е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени , т.е. мало изменяется в течение жизни;
2) тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду;
3) социальная дезадаптация : постоянное возникновение жизненных трудностей, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и то, и другое.

В случае акцентуации не может быть ни одной из перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере не присутствуют все признаки сразу.

Типы акцентуаций
К.Леонгард

1. Гипертимный.
2. “Застревающий”.
3.Аффективно-экзальтированный.
4. Эмотивный.
5. Педантичный.
6. Тревожно-боязливый.
7. Циклотимный.
8. Демонстративный.
9. Возбудимый.
10. Дистимичный.

Клаассификация акцентуации характера подростков А.Е.Личко

1. Гипертимный - подвижные, любят общение, склонны к шалостям, любят неспокойные компании одногодок, непоседы, недостаточно дисциплинированные. Настроение приподнятое. Конфликтуют с взрослыми и родителями.
2. Циклоидный - повышенная возбудимость, склонность к апатии. Любят пребывать дома одни. Тяжело переживают даже незначительные неприятности. Настроение меняется от приподнятого до подавленного. На замечания реагируют раздраженно.
3. Лабильный - настроение часто меняется. Способны впадать в тоску и хмурое состояние без каких-либо серьезных неприятностях и помех.
4. Астено-невротический - повышенное недоверие и обидчивость, утомляемость, возбудимость. Усталость часто проявляется при сложной умственной работе.
5. Сензитивный - повышенная чувствительность ко всему. Не любят больших компаний, азартных, подвижных игр. Стеснительные, робкие. Послушные, проявляют большую привязанность к родителям.
6. Психастенический - характеризуются быстрым интеллектуальным развитием, склонностью к суждениям, к самоанализу и оценке поведения людей. Самоуверенность у них соединяется с нерешимостью.
7. Шизоидный - существенная черта - замкнутость. Демонстрируют внешнее равнодушие к окружающим людям, плохо понимают их состояние.
8. Эпилептоидный - часто плачут. Любят мучать животных, дразнить младших, издеваться над немощными. В детских компаниях ведут себя как диктаторы. Типичные черты - жестокость, властность, самолюбие.
9. Истероидный - главная черта - эгоцентризм, требуют постоянного внимания к своей особе. Выражена склонность к театральности, хвастовству. Часто выступают в роли заводил.
10. Неустойчивый - повышенная склонность к развлечениям, безделью и праздничности. Отсутствие любых серьезных, в том числе профессиональных интересов. Совсем не думают о своем будущем.
11. Конформный - покоряются любым авторитетам, большинству в группе. Склонны к морализаторству и консерватизму, основное жизненное кредо - быть как все.

СПОСОБНОСТИ

Способности - возможности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием ее успешного выполнения

Способности- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей. Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения

Виды способностей
общие - такие индивидуальные свойства человека, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности, выявляются во всех видах человеческой деятельности (познавательные, мнемические, умственные, память, внимание и пр.);
специальные - система свойств личности, которая помогает достичь высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности, соответствуют узкому кругу требований конкретной деятельности (музыкальные, педагогические, математические и пр.).

Успешное выполнение определенной деятельности предусматривает своеобразное объединение общих и специальных способностей.

От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не относятся.

Природную основу способностей составляют задатки.
Задатки - морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Это:

  • строение и функционирование отдельных участков коры головного мозга
  • врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов
  • типологические особенности нервной системы
  • функциональная асимметрия головного мозга
  • анатомическое строение опорно-двигательной системы
Наиболее значимой является структура нервной системы, прежде всего, головного мозга и органов чувств. Задатки - органическая основа способностей и других психических особенностей - темперамента, характера и т.д. Но задатки сами по себе не определяют способности, формирование которых зависит от условий жизни и деятельности человека. Задатки человека разнообразны и могут развиваться в разных направлениях. На основании одних и тех же задатков могут развиваться разные способности.

Уровни развития способностей

Одаренность - высокий уровень задатков , склонностей. Одаренность является результатом и свидетельством высокго уровня интеллектуального развития индивида. Существует общая и специальная одаренность. Поскольку одаренность выявляется в конкретных психических процессах, различают моторную, сенсорную, перцептивную, интеллектуальную одаренность.

Талант - высшая способность человека к определенному виду деятельности, которая дает возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять ее.

Гениальность
- личностная характеристика человека, наивысшая степень ее одаренности, таланта. Гениальность человека проявляется в его творческой деятельности, результаты которой имеют социально-групповое и общечеловеческое значение

-3-

ВВЕДЕНИЕ

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Структура личности - система представлений о личности, обобщающая процессуально - иерархические подструктуры личности с подчинением низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.

Темперамент (от лат. Temperamentum - надлежащее соотношение черт, от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Темперамент - качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРЕМЕНТЕ.

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми- различия по глубине, интенсивности эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально- устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные

свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру.

К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые:

1) регулируют динамику психической деятельности в целом;

2) характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;

3) имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;

4) находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;

5) обусловлены общим типом нервной системы.

Пользуясь определенными признаками, можно с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТЕМПЕРАМЕНТА.

Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Особое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность психической активности заключается в стремление личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; конечно, при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяется другими особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степень активности распространяется от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высшей степени энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема – на другом.

К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает группа качеств, составляющих второй - двигательный, или моторный - компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специального речедвигательного аппарата). Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения. Совокупность особенностей мышечной и

речевой моторики составляют ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценки и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.

Третьим основным компонентом темперамента является «эмоциональность» , представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термин «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно принимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.

Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности - ее направленности, характера, способностей и др.

ТЕМПЕРАМЕНТЫ ЧУВСТВА.

1. Сангвинический темперамент человека веселого нрава.

Способ чувствования сангвиника можно узнать по следующим проявлениям. Это человек беззаботный, полный надежд; каждой вещи он на мгновение придает большое значение, а через минуту перестает о ней думать. Он честно обещает, но не держит своего слова, т.к. он до этого недостаточно глубоко обдумал, в состоянии ли он сдержать его. Он достаточно добродушен, чтобы оказать помощь другому, но он плохой

Должник и всегда требует отсрочки. Он хороший собеседник, шутит, готов ничему в мире не придавать большого значения и все люди ему друзья.

Обычно он не злой человек, но грешник, нелегко поддающийся исправлению. Правда, он сильно раскаивается, но скоро забывает свое раскаяние (которое никогда не превращается у него в скорбь). Работа его скоро утомляет, но он без устали занимается тем, что в сущности есть только игра. Ибо игра всегда связана с переменами, а выдержка не по его части.

2. Меланхолический темперамент человека мрачного нрава.

Человек, расположенный к меланхолии (не меланхолик, ибо это означает уже состояние, а не просто расположение к состоянию), придает всему, что касается, большое значение, везде находит поводы для опасений и обращает внимание, прежде всего на трудности. Он с трудом даст обещание, ибо не

может его не исполнить, но сомневается, в состоянии ли он его исполнить. И все это у него объясняется не моральными причинами (ибо здесь идет речь о чувственных мотивах), а тем, что противоположное доставляет ему неприятность, и именно поэтому он становится озабоченным, недоверчивым, полным сомнений и маловосприимчивым к веселью. Впрочем, когда это расположение духа становится привычным, оно противопоставляет расположению духа человеколюбца, которое свойственно больше сангвинику, по крайней мере по побуждению, ибо тот, кто сам должен обходиться без радости, вряд ли пожелает ее другому.

ТЕМПЕРАМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

3. Холерический темперамент человека вспыльчивого.

О нем говорят, что он горяч, вспыхивает быстро, как солома, но при уступчивости других скоро остывает. В его гневе нет ненависти, и он любит другого тем сильнее, чем скорее тот ему уступает. Его деятельность быстра, но непродолжительна. Он деятелен, но неохотно берет на себя дела именно потому, что у него нет выдержки; вот почему он охотно делается начальником, который руководит делами, но сам вести их не хочет. Поэтому его господствующая страсть-честолюбие; он охотно берется за общественные дела ни желая, чтобы его громогласно хвалили. Он охотно берет под свою защиту других и с виду великодушен, не из любви, а из гордости, ибо себя самого он любит больше. Он следит за порядком и кажется умнее, чем он есть. Он любит располагать средствами; он вежлив, но любит церемонии, натянут. Напыщен в

Обхождении и охотно имеет при себе какого-нибудь льстеца, который служит мишенью для его остроумия, и больше переживает, когда его гордые притязания встречают отпор. Достаточно немного едкого остроумия, чтобы мигом исчез ореол важности. Одним словом холерический темперамент - самый несчастный из всех темпераментов, ибо больше других вызывает противление себе.

4. Флегматический темперамент человека хладнокровного.

Флегма означает отсутствие аффекта, а не инертность (безжизненность),

И поэтому человека, у которого нет флегмы, нельзя назвать флегматиком и под этой кличкой зачислять в разряд лентяев.

Флегма как слабость - это склонность к бездеятельности, нежелание браться за дело, даже если побуждения к этому очень сильные. Нечувствительность к побуждениям представляет собой довольную бесполезность, и его склонности направлены только на насыщение и сон.

Флегма как сила – это способность приходить в движение и не легко и не быстро, но зато надолго. Тот, у кого в крови добрая доза флегмы, нагревается медленно, но долго хранит тепло. Он не легко приходит в гнев, а сначала колеблется, следует ли ему сердиться.

Хладнокровному нечего жалеть о том, что у него совершенно обычная доля разума, но в тоже время он от природы одарен этой флегмой; хотя он лишен блеска, но зато исходит из принципов, а не из инстинктов. Его удачный

темперамент заменяет ему мудрость, и даже в обыденной жизни его часто называют философом. Своим темпераментом он превосходит других, не задевая их тщеславия. Он обладает непреклонной, но благоразумной волей и умеет приспособить волю окружающих к своей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА.

В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе. Однако для составления психологической характеристики традиционных 4 типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента:

Сенситивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой – либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критические замечания, обидное слово, резкий тон, даже звук).

Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроение, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствует, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.

Экстраверсия и интраверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Учитывая все перечисленные свойства, Я. Стреляу дает свои психологические характеристики основных классических типов темперамента.

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он

не замечает слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявления своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем (экстраверт ).

У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость, с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа отражаются также на умственной подвижности сангвиников, обнаруживая некоторую склонность к неустойчивости.

Холерик. Как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания (экстраверт ).

Флегматик. Обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить – когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления (интроверт ).

Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опустить руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов (интроверт ).

ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР.

Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательной стороны личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т.п.), не определяет ценности личности или предела для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности.

Хотя темперамент не может определять отношений личности, ее стремлений, интересов, идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения и характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом сказывающихся на трудовой деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем–то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента – типе высшей нервной деятельности – постепенно ткут узоры.

Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознания необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.

Темперамент не определяет пути развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.

Введение ………………………………………………………….3

Общее понятие о темпераменте…………………………………3

Основные компоненты темперамента…………………………..4

Темпераменты чувства…………………………………………...5

Темпераменты деятельности…………………………………….6

Психологическая характеристика типов темперамента……….7

Темперамент и характер…………………………………………9

Список литературы………………………………………………10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


  1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3-х книгах – Книга 1. М.: ВЛАДОС, 1997 – 688с.

  2. Общая психология. /Сост. Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995.

  3. Психология индивидуальных различий. /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейдера, В.Я. Романова. М.: Изд. – во МГУ, 1982.

  4. Психология для студентов. / Под ред. Е.Н. Рогова. М.: МарТ, 2004.

Введение

С древнейших времен человек задумывался о своей природе, и том, что он собой представляет, какое место занимает в мире, ка­ковы границы его возможностей, способен ли он стать господином своей судьбы или обречен быть ее слепым орудием. Сегодня проблема человека находится в центре внимания многих наук, составляет осно­ву и предмет междисциплинарных исследований.

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф. Лазурский, Г. Олпорт, Р. Кеттел и других. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить по меньшей мере три периода: философско – литературный, клинический и собственно экспериментальный.

Потребности, интересы, идеалы, установки и ценности личности определяют, что хочет человек, его способности - что он может. Но остается еще вопрос о том, что же он есть - каковы основные, стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент. Темперамент человека связан с типом нервной системы, последний хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под воздействием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость.

Понятие «личность» вводится для выделения, подчеркивания неприродной (“надприродной”, социальной) сущности человека и индивида, таким образом, акцент делается на социальном начале. Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

Осуществляя совместную деятельность, люди вступают друг с другом в общение, устанавливают психологический контакт, представляющий собой, по мысли известного отечественного психолога Б.Д. Парыгина, «сложный и многогранный процесс, которой может выступать в одно и то же время, как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга» (В.Д. Парыгин. Основа социально-психологической теории. М., "Мысль" 1971).

Достаточно условно многообразие общения можно свести к двум основным видам. К первому относятся контакты, организуемые в разных видах профессиональной деятельности, где необходимо скоординировать усилия ее участников для решения тех или иных общих задач. Такое общение можно назвать деловым, или ролевым. Здесь люди выступают по отношению друг к другу в рамкахтех или иных социально принятых и профессионально раскрываемых ролей.

Ко второму виду общения относятся случаи, когда люди вступают в контакт не с целью решить задачи какой-либо деятельности, а для выяснения сложившихся между ними отношений, типа симпатия и антипатия, доверие и недоверие, уважение и презрение.

В отличие от делового такое общение можно назвать личностным, поскольку здесь люди эмоционально откликаются не на профессиональные знания и умения других людей, а на их нравственные качества, проявляющиеся, как правило, в тех или иных отношениях к другим людям (эгоизм - альтруизм), к совместной деятельности (ответственность - безответственность), к себе (критическое - некритическое).

В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к другу). И межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования (в качестве других видов общения могут быть названы: общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей между собой).

Глава I. Психодинамические (темпераментальные) особенности личности

Интерес к проблеме темперамента связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов.

Как правило, темперамент относят к биологически обусловленным подструктурам личности . Когда говорят о темпераменте, имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остаётся спорной и нерешённой проблемой. Однако при всём разнообразии подходов к проблеме учёные и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо [Небылицын, 2].

Темперамент отражает динамические аспекты поведения преимущественно врожденного характера , поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства конкретного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию [Небылицын, 2]. Таким образом, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента .

Темперамент (от лат. Temperamentum – надлежащее соотношение частей) – характеристика индивида со стороны динамических его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих деятельность психических процессов и состояний. [В.Д. Небылицын, 2]

Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду в первую очередь динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпе психической деятельности [Рубинштейн С.Л., 2]. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого - то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения, и т. д.Темперамент - это динамическая характеристика психической деятельности индивида [Рубинштейн С.Л., 2].

Отсутствие необходимых знаний не позволяло длительное время дать подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И.П.Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов .

Для темперамента показательна сила психических процессов. При этом существенна не только абсолютная сила их в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной, т. е. степень динамической устойчивости [Рубинштейн С.Л., 2]. При значительной устойчивости сила реакций в каждом отдельном случае зависит от изменяющихся условий, в которых оказывается человек, и адекватна им: более сильное внешнее раздражение вызывает более сильную реакцию, более слабое раздражение - более слабую реакцию. У индивидов с большей неустойчивостью, наоборот, сильное раздражение может - в зависимости от очень изменчивого состояния личности - вызвать то очень сильную, то очень слабую реакцию; точно так же и самое слабое раздражение может иногда вызвать и очень сильную реакцию. Весьма значительное событие, чреватое самыми серьезными последствиями, может оставить человека безразличным, а в другом случае ничтожный повод даст бурную вспышку: реакция в этом смысле совсем неадекватна «раздражителю» .

Существенным выражением темперамента является также скорость протекания психических процессов. От скорости или быстроты протекания психических процессов нужно отличать их темп (количество актов за определенный промежуток времени, зависящее не только от скорости протекания каждого акта, но и от величины интервалов между ними), и ритм (который может быть не только временным, но и силовым). Характеризуя темперамент, надо иметь ввиду не только среднюю скорость протекания психических процессов. Для темперамента показательна и свойственная данной личности амплитуда колебаний от наиболее замедленных к наиболее ускоренным темпам. Наряду с этим существенное значение имеет и то, как совершается переход от более медленных к более быстрым темпам, или, наоборот - от более быстрых к более медленным: у одних он совершается, более или менее ровно и плавно нарастая или спадая, у других - как бы рывками, неравномерно и толчкообразно. Эти различия могут перекрещиваться: значительные переходы в скорости могут совершаться путем плавного и равномерного нарастания, а с другой стороны, относительно менее значительные изменения в абсолютной скорости могут совершаться порывистыми толчками . Эти особенности темперамента сказываются во всей деятельности личности, в протекании всех психических процессов.

Темперамент сказывается в эмоциональной возбудимости - в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает личность,- и устойчивости, с которой оно сохраняется. От темперамента человека зависит, как быстро и сильно он загорается и с какой быстротой затем угасает. Эмоциональная возбудимость проявляется, в частности, в настроении, повышенном вплоть до экзальтации или понижением вплоть до депрессии, и особенно в более или менее быстрой смене настроений, непосредственно связанной с впечатлительностью [Рубинштейн, 4].

Другим центральным выражением темперамента является импульсивность , которая характеризуется силой возбуждений, скоростью, с которой они (возбуждения) овладевают моторной сферой и переходят в действие, устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу [Рубинштейн, 4]. Импульсивность включает обусловливающую ее впечатлительность, и эмоциональную возбудимость в соотношении с динамической характеристикой тех интеллектуальных процессов, которые их опосредуют и контролируют. Импульсивность - та сторона темперамента, которой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей как побуждений к деятельности, с быстротой перехода побуждений в действие.

Темперамент находит себе особенно наглядное выражение в силе, а также скорости, ритме и темпе всех психомоторных проявлений человека - его практических действий, речи, выразительных движений. Походка человека, его мимика и пантомимика, его движения, быстрые или медленнее, плавные или порывистые, иногда неожиданный поворот или движение головы, манера вскинуть взгляд или потупить взор, тягучая вялость или медлительная плавность, нервная торопливость или мощная стремительность речи открывают нам какой-то аспект личности, тот динамический ее аспект, который составляет ее темперамент [Рубинштейн, 4]. При первой же встрече, при кратковременном, иногда даже только мимолетном соприкосновении с человеком мы часто сразу по этим внешним проявлениям получаем более или менее яркое впечатление о темпераменте конкретного человека.

С древности принято различать четыре основных типа темпераментов: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический . Каждый из этих четырех темпераментов может быть определен соотношением впечатлительности и импульсивности как основных психологических свойств темперамента. Холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью; сангвинический - слабой впечатлительностью и большой импульсивностью; меланхолический - сильной впечатлительностью и малой импульсивностью; флегматический - слабой впечатлительностью и малой импульсивностью. Таким образом, эта традиционная классическая схема темпераментов естественно вытекает из соотношения основных признаков, которыми мы определяем темперамент, приобретал при этом соответствующее психологическое содержание. Дифференциация, как впечатлительности, так и импульсивности по силе, скорости и устойчивости, выше нами намеченная, открывает возможности для дальнейшей дифференциации темпераментов.

Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, т. е. нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находятся во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов. Ряд исследователей (Пенде, Белов, отчасти Кречмер и др.) склонны были поставить и темперамент, и даже характер в зависимость, прежде всего, от этих последних . Не подлежит сомнению, что система желез внутренней секреции включается в число условий, влияющих на темперамент. Так, врожденное отсутствие щитовидной железы или болезненное понижение ее деятельности (гипофункция ее при микседеме) приводят к задержке психических функций, к вялым, монотонным движениям. Заметно сказывается на динамике психических проявлений и усиление инкрекции щитовидной железы. Далее, чрезмерная работа мозгового придатка влечет за собой часто замедление реакций и снижение импульсивности; интенсивная деятельность поджелудочной железы вызывает физическую слабость и обусловливает, таким образом, известную вялость .

Было бы неверно, однако, изолировать эндокринную систему от нервной и превращать ее в самостоятельную основу темперамента, поскольку сама гуморальная деятельность желез внутренней секреции подчиняется центральной иннервации. Между эндокринной системой и нервной существует внутреннее взаимодействие, в котором ведущая роль принадлежит все же нервной системе .

Для темперамента существенное значение при этом, несомненно, имеет возбудимость подкорковых центров, с которыми связаны особенности моторики, статики и вегетатики. Тонус подкорковых центров, их динамика оказывают влияние и на тонус коры и на ее готовность к действию. В силу той роли, которую они играют в нейродинамике мозга, подкорковые центры влияют на темперамент . Подкорка и кора неразрывно связаны друг с другом. Нельзя поэтому отрывать первую от второй. Решающее значение имеет, в конечном счете, не динамика подкорки сама по себе, а динамическое соотношение подкорки и коры, как это подчеркивает И. П. Павлов в своем учении о типах нервной системы.



 
Статьи по теме:
Протокол в современном делопроизводстве
Протокол – документ, в котором зафиксирован ход обсуждения вопросов и принятия решений на заседаниях, совещаниях, собраниях, конференциях . Поэтому, с одной стороны, протокол может быть информационным документом (содержащим информацию о ходе обсуждения уп
Какие планеты видны с земли
Предмет : Астрономия. Класс: 10 -11 Учитель: Елакова Галина Владимировна. Место работы: МБОУ «СОШ №7» г. Канаш Чувашской Республики Тест по теме: «Видимое движение планет». Тестовый тематический контроль может проводиться устно или письменно, фро
Тема: Научный стиль речи
Так как ведущей формой научного мышления является понятие, то и почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание о
Что должен знать бармен
Иногда очень приятно посидеть в баре, наслаждаясь утонченным ароматом поданного коктейля и наблюдая за работой короля бара – бармена. Прослеживая за тем, как ловко он миксует коктейли и разливает напитки, начинает возникать вопрос «как стать барменом и за